Презентация на тему "живая ель". Презентация на тему "лесная красавица" Презентация на тему живая ель

Ель (лат.Picea) – это вечнозеленое хвойное дерево, символ Нового года. Относится к порядку сосновые, семейству сосновые, роду ель. Высота ели м

Ель (лат.Picea) – это вечнозеленое хвойное дерево, символ Нового года.
Относится к порядку сосновые, семейству сосновые, роду ель. Высота ели
может достигать 50 метров, а продолжительность жизни дерева может
составлять и 600 лет, хотя обычно дерево живет до 250-300 лет.

У молодого дерева в течение первых 15 лет роста корневая система имеет стержневое строение, но затем она развивается как поверхностная, так

У молодого дерева в течение первых 15 лет роста корневая система
имеет стержневое строение, но затем она развивается как
поверхностная, так как по мере взросления главный корень
отмирает.

В первые годы жизни ель растет ввысь и практически не дает боковых ответвлений. Прямой ствол ели имеет круглую форму и серую кору, расслаив

В первые годы жизни ель растет ввысь и практически не дает
боковых ответвлений. Прямой ствол ели имеет круглую форму и
серую кору, расслаивающуюся на тонкие пластинки. Древесина ели
малосмолистая и однородная, белого цвета с легким золотистым
оттенком.

Пирамидальную или конусовидную крону ели слагают мутовчато-расположенные ветки, растущие практически перпендикулярно стволу. Короткая х

Пирамидальную или конусовидную крону ели слагают мутовчаторасположенные ветки, растущие практически перпендикулярно
стволу. Короткая хвоя ели расположена на ветках в спиральном
порядке и имеет четырехгранную или плоскую форму. Цвет хвои
обычно бывает зеленого, голубого, желтоватого или сизого цвета.
Хвоя сохраняет жизнеспособность в течение 6 лет, а опавшая
ежегодно обновляется.

Некоторые насекомые неравнодушны к еловой хвое (например, бабочки-монашенки) и настолько сильно объедают хвоинки, что на поврежденных ветк

Некоторые насекомые неравнодушны к еловой хвое (например, бабочкимонашенки) и настолько сильно объедают хвоинки, что на поврежденных
ветках ели образуются щеточные побеги - очень короткие и жесткие
иголки, внешне похожие на щетки.

Шишки ели имеют слегка заостренную, чуть удлиненную цилиндрическую форму. Они могут достигать в длину 15 см и имеют диаметр не менее 4 см. Ело

Шишки ели имеют слегка заостренную, чуть удлиненную цилиндрическую форму.
Они могут достигать в длину 15 см и имеют диаметр не менее 4 см. Еловая шишка
представляет собой ось, а вокруг нее растет множество кроющих чешуй, в пазухах
которых расположены семенные чешуи. На верхней части семенных чешуй
образуются по 2 семяпочки, наделенные ложным крылом. Созревание семян ели
происходит в октябре, после чего семена разносятся ветром и сохраняют всхожесть в
течение 8-10 лет.

Сегодня изучено более 45 видов елей, произрастающих в естественных условиях и имеющих высоту ствола от 30 см до 50 м, различное строение кроны

Сегодня изучено более 45 видов елей, произрастающих в естественных условиях и
имеющих высоту ствола от 30 см до 50 м, различное строение кроны и разнообразные
цвета хвои. Среди всех представителей этого рода наиболее известными являются
следующие разновидности

Европейская (обыкновенная) ель (лат.Piceaabies). Вечнозеленое хвойное дерево, средняя высота которого 30 м, но встречаются экземпляры 50-метровой в

Европейская (обыкновенная) ель (лат.Piceaabies). Вечнозеленое хвойное
дерево, средняя высота которого 30 м, но встречаются экземпляры 50-метровой
высоты. Крона ели конусообразная, мутовчато расположенные ветви поникающего
либо распростертого типа, кора ствола темно-серого цвета, с возрастом начинает
отслаиваться пластинками небольшой толщины. Хвоинки ели – четырехгранные, на
еловых лапах располагаются по спирали. Обыкновенная ель образует огромные
лесные массивы на территории северо-востока Европы, встречается в горных
областях Альп и Карпат, на Пиренеях и Балканском полуострове, в Северной Америке
и средней полосе России и даже в сибирской тайге.

Сибирская ель (лат.Piceaobovata). Высокое, до 30 метров в высоту дерево с кроной пирамидальной формы. Диаметр ствола «сибирячки» в обхвате может пр

Сибирская ель (лат.Piceaobovata). Высокое, до 30 метров в высоту дерево с кроной
пирамидальной формы. Диаметр ствола «сибирячки» в обхвате может превышать 7080 см. Хвоинки сибирской ели несколько короче, нежели у ели обыкновенной, и более
колючие. Сибирская ель растет в лесах северной части Европы, в Казахстане и Китае,
на Скандинавском полуострове и в Монголии, на Урале и в Магаданской области.

Восточная ель (лат.Piceaorientalis). Высота дерева варьируется от 32 до 55 метров, крона конической формы, с густо расположенными ветвями. Кора ствола

ели
малосмолистая, серо-бурого цвета, чешуйчатая. Хвоинки блестящие, чуть
приплюснутые, четырехгранные, с немного закругленным кончиком. Восточная ель
широко распространена в лесах Кавказа и на северных территориях Азии, образует
там чистые массивы, или встречается в смешанных лесах.

Красная ель (лат.Picearubens). Вечнозеленое дерево, высотой от 20 до 40 метров, однако при плохих условиях произрастания может иметь высоту всего в 4

Красная ель (лат.Picearubens). Вечнозеленое дерево, высотой от 20 до 40 метров,
однако при плохих условиях произрастания может иметь высоту всего в 4-6 метров.
Диаметр ствола красной ели редко превышает 1 метр, а обычно равен 50-60
сантиметрам. Крона конусообразная, существенно расширяющаяся к основанию
ствола. Хвоинки довольно длинные – 12-15мм, практически не колется, так как имеет
закругленный кончик. Данный вид ели распространен в Англии и Канаде,
произрастает в горных местностях Аппалачей и в Шотландии, встречаясь
практически по всему Атлантическому побережью.

Корейская ель (лат.Piceakoraiensis). Довольно высокое хвойное дерево, достигающее 30-40 м в высоту, с серовато-коричневым по цвету коры стволом, обхва

Корейская ель (лат.Piceakoraiensis). Довольно высокое хвойное дерево,
достигающее 30-40 м в высоту, с серовато-коричневым по цвету коры стволом,
обхватом до 75-80 см. Крона этого вида ели пирамидальная, ветви поникающие,
опушенные смолистыми четырехгранными, слегка притупленными иголками с сизым
налетом. В естественных условиях корейская ель растет в регионах Дальнего Востока,
в Китае, в Приморском крае и Приамурье, в Северной Корее.

Тянь-шаньская ель
Ель Глена

Голубая ель, она же ель колючая (лат.Piceapungens) - очень популярный вид ели, часто используемый в качестве декоративного растения. Голубая ель м

Голубая ель, она же ель колючая (лат.Piceapungens) - очень популярный вид ели,
часто используемый в качестве декоративного растения. Голубая ель может вырасти
до 46 метров в высоту, хотя средний рост дерева составляет 25-30 м, а диаметр ствола
до 1,5 м. Крона молодых елей имеет узкоконическую форму, а с возрастом
превращается в цилиндрическую. Хвоинки длиной 1,5-3 см бывают разных оттенков
- от серовато-зеленого до ярко-голубого. Шишки ели длиной 6-11 см могут быть
красноватыми или фиолетовыми, при созревании становятся светло-коричневыми.
Голубая ель растет в западной части Северной Америки (от штата Айдахо до НьюМексико), где широко распространена на влажных почвах вдоль берегов горных рек и
ручьев.

Среди огромного разнообразия видов и сортов елей особой популярностью пользуются карликовые ели - удивительные элементы ландшафтного ди

Среди огромного разнообразия видов и сортов елей особой популярностью пользуются
карликовые ели - удивительные элементы ландшафтного дизайна и замечательное
украшение каждого сада. Карликовая ель долговечна, неприхотлива, проста в уходе.
Эти миниатюрные деревья поражают великолепием форм и окрасок и прекрасно
вписываются в альпинарии, рокарии, цветники, японские садики. Вот некоторые
виды карликовых елей:

Наибольшая концентрация полезных веществ обнаружена в молодых побегах елей, еловых почках и шишках, поэтому настои и отвары на их основе ш

Наибольшая концентрация полезных веществ обнаружена в молодых побегах елей,
еловых почках и шишках, поэтому настои и отвары на их основе широко
применяются для лечения множества заболеваний, таких как:
бронхиальная астма и вирусные заболевания дыхательных путей;
инфекционные заболевания почек и мочевыводящих путей;
неврологические болезни (невроз, плексит, радикулит);
гнойные раны и грибковые поражения кожи;
заболевания сосудов и сердца (гипертония, атеросклероз).

Масло ели - прекрасное тонизирующее средство, помогающее снять усталость, бороться со стрессом, нормализовать деятельность нервной систе

Масло ели - прекрасное тонизирующее средство, помогающее снять усталость,
бороться со стрессом, нормализовать деятельность нервной системы. Также оно
широко применяется в качестве средства для укрепления волос и борьбы с перхотью.
Регулярное употребление отвара еловой хвои (1 ст. л. сырья на 1 стакан воды)
укрепляет иммунитет, очищает кровь и оказывает общеукрепляющее действие на
организм, особенно в период холодов.

Красивая и благородная традиция наряжать елку на Новый год. А для того, чтобы беречь природу и не вырубать ельники, в настоящее время всё бо

Красивая и благородная традиция наряжать елку на Новый год. А для того, чтобы беречь
природу и не вырубать ельники, в настоящее время всё больше людей наряжают свои дома
искусственными ёлками. Вот и мы в детском саду украшаем искусственную красавицу. Стречаем
Деда Мороза и водим вокруг ёлки хоровод

Мы и сами превращались в ёлочек. Самые красивые костюмы сшили наши мамы.

Ещё ёлочки можно выполнить своими руками. И устроить конкурс со сладкими призами.

Из древесины ели издавна делали лучшие музыкальные инструменты: гусли, гитары, виолончели. Ель для своих творений использовали Амати и Стр

Из древесины ели издавна делали лучшие музыкальные
инструменты: гусли, гитары, виолончели. Ель для своих творений
использовали Амати и Страдивари.

Что ещё делают из ели

Стихи о Ели

ЖИВИ, ЕЛОЧКА!
И.Токмакова
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
Ну и ёлка!
Е.Благинина
Ну и елка, просто диво,
Как нарядна, как красива.
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие блестят
И качаются игрушки Флаги, звездочки,
хлопушки.
Вот огни зажглись на ней,
Сколько крошечных огней!
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда.

***
И.Токмакова
Рассказали новость волки,
Принесла сорока весть,
Что в лесу дремучем елка
Разукрашенная есть!
Услыхали новость звери,
Побежали по лесам.
Каждый хочет сам
проверить,
Посмотреть на елку сам.
Для кого, зачем, откуда
Появилось это чудо?
Елку кто сюда принес?
Уж не сам ли Дед Мороз?
Есть ли время разбираться,
Кто принес, зачем убрал?
Ах, лисицы, белки, зайцы,
Открывайте шумный бал.
***
Автор: Т. Волгина
Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!

***
Дело было в январе, стояла
елка на горе,
А возле этой елки бродили
злые волки.
Вот как-то раз ночной
порой,
Когда в лесу все тихо,
Встречали волка под горой
зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
попасться в лапы волку?
Зайчата бросились вперед и
прыгнули на елку.
Они прижали
ушки,повисли,как игрушки,
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчатОбманули волка.
Дело было в январе стояла
елка на горе...
***
Были бы у ёлочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на ёлочке
Игрушки –
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке
Флаги
Из пунцовой, из серебрянной
Бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке
Матрешки
И захлопали б от радости
В ладошки.

Загадки о Ели

Я модница такая, что
всем на удивленье!
Люблю я бусы, блёстки любые украшенья.
Но на мою, поверьте,
великую беду
Наряд мне одевают всего
лишь раз в году.
(Новогодняя елка)
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.
(Елка)
Сплошь в иголках,
Да не ёжик,
Лапы есть,
Но нету ножек,
В бусах вся,
Стою в тайге на одной ноге,
Сверху шишки, снизу мишки, Да не девица:
Зимою и летом зеленого цвета, В Новый год она –
Царица.
Платьице в иголках, а
(Ёлка.)
называюсь...
(Елка)
В лесу мороз крепчает,
В полях метёт метель,
На праздник нас
встречает
Сверкающая...
(Ель.)
В лесу мороз крепчает,
В полях метёт метель,
На праздник нас встречает
Сверкающая...
(Ель.)
Целый год она таится
В темноте и тесноте,
Чтоб на Новый год явиться
К нам в волшебной красоте.
(Искусственная елка
В лесу заснеженном стояла,
Но в дом под Новый год попала.
На ней гирлянды засветились,
Вокруг неё мы веселились.
(Новогодняя ёлка.)
Ёжик спать любил под веткой,
Лось бродил вокруг нередко,
Осыпал снежок не раз,
Чтоб в мороз не замерзала,
Как без нас она скучала!
А теперь гостит у нас.
(Ёлочка.)

Проект «Защитим ель».

Проект выполнили ученицы 6Б класс

МБОУ гимназия № 24


  • В защиту елочки
  • Нурзиля Ахметова
  • Летом росла елочка, Горюшка не знала. Вот опять пришла зима, Страшно елке стало. Ходит, бродит по лесу Какой-то мужичок. Хочет срубить елочку Под самый корешок! Ну зачем тебе,мужик, Рубить елочку? Посмотри-ка на нее- Дрожат иголочки. Ну зачем ее губить Красавицу лесную? Лучше елку нарядить, Хоровод под ней водить. Привези сюда детей, Пусть елочкой любуются. И тогда твои мечты Непременно сбудутся!

Цель проекта:

  • Привлечь внимание учащихся гимназии №24, их родителей к проблеме сохранения ели в период Новогодних праздников и сформировать активную позицию учащихся по вопросам защиты окружающей среды.

Задачи:

  • Изучить материал о значении ели и других хвойных растений для человека и окружающей среды.
  • Провести анкетирование среди учащихся гимназии № 24 и их родителей.
  • Определить способы сохранения елей и их замены на другие атрибуты.

В преддверии Нового года во всём мире открываются миллионы ёлочных базаров. Трудно представить, сколько елей и сосен вырубаются каждый год.




Результаты анкетирования учащимся гимназии № 24 и их родителями (в анкетирование принимало участие 142 человека)

Исходя из данных анкетирования можно сделать вывод, что с учащимися гимназии и их родителями необходимо проводить работу по защите ели.


Способы сохранения елей и их замены на другие атрибуты.

1. Пора, наверное, вспоминать традиции наших предков. К примеру, на Руси никакие елки к праздникам не наряжались. Вместо этого в кадке выращивалась цветущая вишня и ее ветки украшали свечами.

2. Украсить ели рядом с домом игрушками.



4. Можно приобрести искусственную елочку-красавицу .


  • Живи, елочка! И. Токмакова.
  • Мне елку купили! Мне елку купили! В лесу на опушке ее не рубили. А сделали елку на добром заводе Хорошие дяди, веселые тети. Скорей приходите, Скорей поглядите На елку из тонких серебряных нитей: Вся в хвое мохнатой, Блестящей и пышной, Задень - И она зазвенит еле слышно. А елка лесная осталась живая, Стоит на опушке, Макушкой кивая. Кому? Никому! Просто ветру, метели, Такой же красивой Неспиленной ели!









Как можно предотвратить незаконную вырубку ели.

  • Стимулирование производства и продаж искусственных деревьев - в настоящее время новогодние искусственные ёлки предлагаются весьма реалистичного вида;
  • Организация ёлочных лесосовхозов, в которых выращиваются деревья специально для новогодних (рождественских) праздников;
  • Ограничения или полный запрет на посещение лесов в период новогодних и рождественских каникул и назначение серьёзных штрафов за нарушение;
  • Стимулирование продаж живых елей и пихт (в специальных ёмкостях - горшках, кадках) с организацией последующей сдачи их в лесхозы для высаживания деревьев в леса;
  • Полный или частичный запрет на установку на улицах и площадях живых деревьев и дотирование установки искусственных елей большого размера, а также новогодних композиций.

Мы призываем: Пусть ели и сосны РАСТУТ на нашей Земле! Дадим шанс нашим лесам! Оставим жить маленькую ёлочку в лесу!












Корневая система сосны хорошо развита, корни уходят глубоко в почву. Во время сильной бури ствол сосны хорошо противостоит ветру. У ели развиваются только поверхностные корни. Во время бури ель валит с корнем. Число корней у сосны в 12 раз больше, чем у ели. Длина корней сосны в 6 раз больше.




Ель постоянно вытесняет сосну. Молоденькие ели растут под соснами в тени. Ели вырастают, затеняют сосны и сосны гибнут. Следует отметить, что такое вытеснение сосны елью проходит только во влажных лесах с питательной почвой. В сухих сосновых борах с малопитательной почвой ели не растут.


Сосна хорошо переносит заморозки и небольшие пожары. Проростки ели при заморозках могут погибнуть. Ель имеет тонкую кору и поверхностные корни, поэтому не переносит даже небольшие пожары. Всякое повреждение коры у сосны и ели быстро залечивается вытекающей смолой.



















22


Деревянное зодчество – одно из наиболее важных составляющих древнерусской культуры. Деревянными были корабли, крепости, избы, мосты, мельницы, часовни, вся крестьянская утварь. Очень часто использовалась сосна. Таким образом, сосна по праву занимает особое место в нашей истории.


Литература 1. Н. М. Верзилин. Основы методики преподавания ботаники. - Москва, Издательство педагогических наук РСФСР, Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы / Под. Ред. Баталова А. Е., Морозовой Л. В. – М.: Изд. – во МГУ, «Региональный компонент общего образования. Биология» Департамент образования и науки администрации Архангельской области, ПГУ, АО ИППК РО, 2006

Проект «Ель знакомая и неизвестная»

1.Идея проекта возникла при изучении темы «Деревья зимой» и при подготовке к Новому году.

2.Проблема . Мы пришли к выводу, что очень мало знаем об этом дереве, а ведь оно произрастает в наших лесах. Можем ли узнать больше?

3.Проект по составу участников : коллективный, по срокам реализации: 1 месяц; по целевой установке: познавательный, созидательный.

3.Цель проекта : пополнить активный словарный запас учащихся, развивать кругозор, творческие способности, прививать любовь к своей малой родине, ее традициям.

4.Задачи проекта : провести диагностику знаний учащихся о ели, провести полученных результатов, разработать решения и соответствующие мероприятия, научить самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, создать альбом «Ель знакомая и неизвестная», художественно оформить; сделать поделки «новогодняя елочка» к Новому году.

Предметные области : литература, окружающий мир, изобразительное искусство, история.

Этапы работы над проектом.

1 .Выбор основных тем для обсуждения:

Ель как растение;

Образ ели в произведениях поэтов и писателей;

Исторические данные о новогодней ели;

Использование ели в народной медицине, народной кухне, быту.

2 .Продготовка и защита рефератов «Ель знакомая и неизвестная».

3 . Подбор репродукций картин, стихов, рассказов, легенд и т.д. о ели.

4 .Изготовление новогодних игрушек и макета ели. 5 .Интегрированный урок – презентация.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

Формировать положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания и умения, умение вести себя экологически грамотно в природной и социальной среде, стремление поддерживать свое здоровье.

Регулятивные:

Формировать умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, умение действовать по плану, адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные:

Коммуникативные:

Уметь вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, слушать, задавать вопросы и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных задач.

Ход урока-презентации. М - 1

1.Оргмомент.

Здравствуйте! Улыбнемся друг другу – с хорошим настроением легче решать любые задачи!

2.Актуализация знаний.

(На экране – заснеженная ель)М-2

Послушайте, пожалуйста, загадку:

Гостья к нам пришла с опушки, зелена, хоть не лягушка,

И не мишка косолапый, хоть ее мохнаты лапы!

И понять не можем мы: иголки для чего нужны?

Не швея она, не ежик (хоть на ежика похожа)!

Догадаться очень просто: кто пришел к нам нынче в гости?

Так о чем идет речь в этом стихотворении-загадке? (речь идет о ели)

Почему я начала урок с этой загадки?

КРИСТИНА: (потому что тема урока «Ель знакомая и неизвестная»)

А почему тема звучит именно так?

У ИЛЬЯ: Потому что мы знакомы с елью, но, наверно, не всё о ней знаем.

Что вы знаете о ёлке? (что она всегда зелёная, колючая, растёт в лесу, ёлку наряжают на Новый год).

Какая же проблема возникла у нас?

У : КАРИНА Мы изучали тему «Деревья зимой» и у нас возник вопрос: почему ель не сбрасывает свои иголки?

У : ДИМА А еще скоро Новый год, и мы задумались: почему на Новый год украшают именно елку?

Постановка задач урока.

Действительно, ель, или елка, как мы привыкли ее называть, знакома нам с рождения, мы видим ее зимой и летом, как в загадке – одним цветом: то летом в лесу, среди других деревьев, то зимой нарядной в нашей квартире. Но, как оказалось, мы очень мало знаем о ней. Поэтому, какие цели поставим на уроке?

1 У ЕФИМ : Познакомиться с елью как с растением

(ставлю на доску первую цель)

2 У: ДАША Л. Познакомиться с тем, как отражен образ ели в произведениях поэтов и писателей.

(ставлю на доску вторую цель)

3 У . СОНЯ Познакомиться с историей новогодней елки.

(ставлю на доску третью цель)

4 У.ДИМА Познакомиться с тем, какую роль играет ель в хозяйстве, народной медицине, в быту.

А для чего нам нужны эти знания?

1 У: АРТЁМ Чтобы лучше знать свой родной край.

2 У: ДАНИЛ Чтобы развивать свой кругозор.

3 У: ДАША И. Чтобы пополнить свои знания.

Презентация проекта по группам.

Верно. И вы сами сегодня, я думаю, достигнете этих целей. Вы хорошо поработали в группах. Итак, у нас сегодня 4 группы: БОТАНИКИ, ЛИТЕРАТОРЫ, ИСТОРИКИ и ДОМОВЯТА.

Каждая группа узнала что-то новое о елке и поделится с остальными своими сведениями, а вы, надеюсь, узнаете для себя много нового и интересного.

1 группа – БОТАНИКИ.

1У: ДАША Л. Наша цель – познакомиться с елью как с растением. Для этого мы использовали энциклопедии и Интернет.

2У: ИЛЬЯ Ель – это хвойное вечнозеленое дерево с прямым стволом и густой кроной, которая состоит из веток, покрытых жёсткими короткими хвоинками. Кора – серая, с красноватым оттенком.М-3

3У: ВАНЯ Шишки – свисающие, в форме цилиндра, семена мелкие.М-4

4У: ПАША Первые 10 – 15 лет ель растёт медленно, любит тень и влагу, не боится мороза. Густые еловые лапы зимой не пропускают ледяной ветер, в ельнике целыми стаями укрываются птицы от холода и ветра.

: ДАША Л. Иголки-хвоинки у ели играют роль листьев. Их очень много, и, если ёлка сбросит их, то ей весной не хватит времени, чтобы снова одеться.

6У: ИЛЬЯ Ель не боится снега, её ветки гибкие и прочные, снег их сгибает, но не ломает даже с хвоей.

:ВАНЯ Ель все же меняет иголки раз в 9 лет, но делает это медленно и незаметно.

: ДАША Л. В России существует 7 видов ели: М-5

Обыкновенная,

Сибирская,

Аянская,

Восточная,

Колючая,

Сербская.

9У: ИЛЬЯ В нашем лесу елей не так много, как сосен, поэтому, как нам сообщили в Аятском лесничестве, ель выращивают в специальных питомниках семенами, а потом в делянках – саженцами.М-6

10У: ПАША Осенью наш класс вместе с работниками лесничества сажал ёлочки на нашем пришкольном участке. Очень надеемся, что они приживутся!М-7, М-8

11У: ВАНЯ К сожалению, очень много елей страдает зимой, когда их вырубают на Новый год.

12У: Даша Л. Мы пришли к выводу, что ель – это хвойное вечнозелёное дерево, которое нуждается в охране, потому что в наших лесах елей немного.М-9

Спасибо нашим БОТАНИКАМ за интересные сведения. Что вам показалось наиболее интересным? Что узнали нового?

2 группа – ЛИТЕРАТОРЫ

1У: ДАНИЛ Цель нашей группы – отразить образ ели в литературе. Как мы выяснили, об этом дереве написано очень много стихов, песен, рассказов, сказок и легенд.

2У: ЕФИМ Нам очень понравились слова из стихотворения Галины Галиной:М-10

Ёлка ветки свои опустила, белый иней засыпал её…

Отчего мне так близко, так мило деревцо ты родное моё?

3У:ДАША И. Зеленея безмолвным приветом, ты приходишь, как друг дорогой.

И надеждой, и радостным светом загорается даль предо мной…

4У: КСЮША В этом стихотворении поэт использует сравнения и эпитеты, чтобы передать свою любовь к ёлочке, своё к ней отношение. Можете их назвать?

(ответы детей: «деревцо родное», «друг дорогой», «радостный свет», «надежда»).

: ЕФИМ Очень интересное описание еловых шишек мы нашли в рассказе Виталия Бианки «Война в лесу». Постарайтесь внимательно послушать и проследить.М-11

(зачитывают)

1) М-12 Весной солнце нагрело старые крупные шишки елей – и пошла трескотня. Шишки одна за другой лопались. Каждый раз при этом раздавался выстрел, как из маленького игрушечного пистолета.М-13 Шишки открывались и из них вылетали крошечные планёрчики-семена. Их подхватывал ветер и, кружа, уносил по воздуху. Но еловые семечки тяжеловаты и только об одном крыле. Они падали на землю, не долетев и до середины большой вырубки.

6У:ДАША И. 2) Ещё ударяли холодные утренники. Они грозили насмерть заморозить нежные семена. Но полил тёплый весенний дождь, земля размякла и приняла в себя маленьких переселенцев. Прошёл месяц и в мрачном еловом краю начался праздник. На ветках зажглись красные свечи – молодые шишки.М-14 Ели украсились золотыми серёжками, зацвели, готовят семена впрок, на будущий год. А нынешние семена под землёй на вырубке набухают тёплой вешней водой и скоро молодыми деревцами вылезут на свет.

(у каждой группы на партах такие же тексты)

Очень интересный рассказ! У каждой группы лежат такие же тексты. Найдите и подчеркните интересные сравнения и эпитеты, которые использовал автор.

(*дети работают 2 минуты, затем отвечают).

А как вы думаете – для чего Бианки использовал такие слова и выражения?

1У: СОНЯ Я думаю, чтобы рассказ был интереснее, выразительнее.

: КАРИНА А я думаю, чтобы мы лучше себе представили, как семена вылетают из шишек.

Какой вывод сделали ЛИТЕРАТОРЫ?

: ДАНИЛ Мы пришли к выводуМ-15 , что поэты и писатели используют разные приёмы для описания ели, но каждому удаётся передать её красоту и необычность.

Что вам показалось наиболее интересным в рассказе ЛИТЕРАТОРОВ?

3 группа – ИСТОРИКИ

1У: СОНЯ Цель нашей группы – познакомить вас с историей новогодней ёлки. М-16 В этом нам помог Интернет и энциклопедия «Я познаю мир»

2У: КИРИЛЛ Существует легенда о том, что, когда родился Иисус Христос, все были очень рады этому и несли младенцу свои дары.

3У: КРИСТИНА На это событие спешила с севера Ель, но ей нечего было подарить Иисусу. И тогда другие растения поделились с ней, чем могли: яблоками, орехами, цветами.

4У: ДИМА Ель подошла к младенцу, он улыбнулся ей, и на её макушке вспыхнула Рождественская звезда. С тех пор ёлки стали символом Рождества, а потом – и Нового года.

5У: КРИСТИНА Первое письменное упоминание об украшенной ёлке появилось в 1605 году и звучало так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, а на них кладут розы из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу и другие вещи».

6У: СОНЯ У нас в России в канун 1700 года указ Петра 1 гласил:М-17 «По большим улицам, у домов перед воротами поставить украшения от дерев сосновых и еловых и можжевеловых». Но об украшении ёлки речь не шла.

А я хочу добавить еще интересные факты: 1)в 12 веке христиане подвешивали ёлку в жилище вверх ногами;

2)Во Франции ёлки было принято украшать яблоками. Но в 1858 году случился неурожай на яблоки, и ёлку украшать было нечем. Тогда стеклодувы французского города Лотарингии создали яблоки из стекла. Так появились стеклянные шары.

Сейчас нет человека, который бы не поставил в своем доме на Новый год украшенную ёлочку. А как это происходит?

7У: ДИМА Мы узнали, что в городах ёлки выращивают в питомниках и потом продают на ёлочных базарах. В нашем селе ёлку нужно выписать в лесничестве, получить билет и только потом вырубать.

8У: КИРИЛЛ Лесничий Катаев Александр Геннадьевич рассказал нам, сколько это стоит:

(Таблица:)М-18

Высота до 1 метра – 28 рублей

Высота от 1 метра до 2 метров – 56 рублей

Высота от 2 метров до 3 метров – 84 рубля

Выше 3 метров – 112 рублей

Но, к сожалению, очень много людей желает принести в свой дом ёлочку на Новый год, поэтому каждый год погибает около 30 000 елей, это только у нас в районе! А ведь мы знаем, что они растут медленно! Какой вы видите выход?

(ответы детей: ставить искусственную елку, ставить веточки (только боковые), можно поставить сосну, их у нас очень много, они растут самосевом).

Действительно, посмотрите, какие красивые ёлочки смастерили вы всей семьей – они создали праздничное настроение!

А можно поступить так, как в стихотворении Сергея Михалкова, которое вам расскажут наши ИСТОРИКИ.

: ДИМА В снегу стояла ёлочка, зелёненькая чёлочка!

Смолистая, здоровая, полутораметровая!

Произошло событие в один из зимних дней:

Лесник решил срубить её! (так показалось ей!)

:КРИСТИНА Какое чувство странное – исчез куда-то страх,

Фонарики стеклянные горят в её ветвях!

Сверкают украшения – какой нарядный вид!

При этом, без сомнения, она в лесу стоит!

Не срубленная, целая, красива и крепка!

Кто спас, кто нарядил её? Сынишка лесника!

Так какой ещё выход есть, чтобы не рубить ёлку?

Спасибо нашим ИСТОРИКАМ. Что вам запомнилось из их рассказа?

Действительно, очень хочется, чтобы люди бережно относились к елям, как, впрочем, и к другим растениям. Ведь это дерево, как оказывается, не только радует нас в Новогодний праздник! Об этом нам расскажет наша четвёртая группа – ДОМОВЯТА.

4 группа – ДОМОВЯТА.

: ВЛАДИК Ель – это очень полезное дерево. Мы использовали медицинские энциклопедии, даже кулинарные книги, расспросили родителей, и вот что узнали.

: НИЛУФАР Ель можно назвать кормилицей для птиц и белок, они очень любят семена её шишек.М-19

: КАРИНА Из древесины ели готовят пиломатериалы, строят дома, бани, делают красивую мебель и даже – музыкальные инструменты, например, гитары! М-20, М-21

: АРТЁМ Ещё из древесины ели делают бумагу, активированный уголь, искусственный шёлк.

: ВЛАДИК А ещё из еловой хвои добывают эфирное масло, которое применяют при заболеваниях лёгких, делают лечебные ванны.М-22

:КАРИНА В народной медицине хвою ели всегда считали съедобной и делали отвары или просто жевали как источник витамина С.

: НИЛУФАР Масло из еловой смолы используют для лечения гнойных ран и воспалений.

8У: КАРИНА Из шишек и хвои делают настои, которые применяют при простуде, ангинах, бронхитах.

9У: АРТЁМ А из свежих еловых шишек или молодых побегов даже варят варение, которое полезно при кашле и даже при микроинфарктах!

(дарят гостям)

11У: АРТЁМ М-23 Мы пришли к выводу, что все части этого дерева не только красивы, но и очень полезны.

Очень полезный рассказ получился у наших ДОМОВЯТ! Что бы полезного вы взяли для себя или рассказали родителям?

Итог.

Вот и закончилось наше путешествие к лесной красавице-ели!

Какие новые знания и умения вы приобрели?

(узнали много нового о елке, научились беречь природу, научились пользоваться Интернетом, энциклопедиями, научились работать в группах)

Как вы считаете – достигли мы поставленной цели?

Рефлексия.

-Обратимся к нашим оценочным листам . У кого только зелёные кружочки? А у кого есть красные? Что это значит?

Домашнее задание.

Дома вы постараетесь ответить на вопросы, которые и помогут вам понять, хорошо ли вы усвоили то, о чем узнали сегодня на уроке. (раздать листочки)

Я надеюсь, что работа над нашим проектом, которая сегодня завершилась, чему-то вас научила, а также приблизила нас к долгожданному и любимому празднику, Новому году!

Давайте поступим как бережливые хозяева нашего края – нарядим в нашем классе вот такую, сделанную своими руками ёлочку, и тогда хотя бы одна ёлка в нашем лесу будет сохранена!М-24

(Звучит «Снежный вальс» , дети по двое подходят и вешают на ёлку игрушки).

Посмотрите, какая красавица у нас получилась! Всех с наступающим Новым годом!

Урок окончен!

«Ёлочка, живи!» Руководитель: Липатова М.А. Соавторы: Филиппова Е., ОсокинаН. Цель творческого проекта

  • Раскрыть необходимость сохранения хвойных растений на планете;
  • Показать важность проведения мероприятий, направленных на сохранение ели и сосны, как источника жизни на земле;
  • Провести массовую агитацию учащихся по сохранению ели и сосны от никчёмной предпраздничной вырубки.
Новогодние загадки У меня в мешке подарки Карамельки, шоколадки. Вокруг ёлки хоровод, Что за праздник? Мы его сегодня ждём, Так давайте позовём. Он подарки нам принёс, Ну-ка дружно! Мы сегодня так устали, Мы сегодня так устали, Пели песни и плясали. Хоть зима, а нам здесь жарко. И в мешке нас ждут … Вся нарядная в игрушках, Вся в гирляндах и в хлопушках, Не колючая ни сколько, Ну, конечно, это … Самым ярким атрибутом Новогоднего праздника, традиционно устанавливаемым в каждом доме является, конечно, Новогодняя ёлка. Самым ярким атрибутом Новогоднего праздника, традиционно устанавливаемым в каждом доме является, конечно, Новогодняя ёлка. Обычай украшать ёлку пришёл к нам издалека. Каждый день начинал прибывать, люди в ожидании тёплых дней шли в лес, который согревал и кормил их. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. В древности люди веровали, что именно в ёлке живёт добрый дух леса, охраняющий всё живое. Они приходили к ней совершать таинственные обряды. Развешивали на ветках дары, призванные умилостивить лесное божество. Домой люди приносили еловые ветки. Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Весной из семечка появляется росток длинной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдёт много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Весной из семечка появляется росток длинной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдёт много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «НЕ МУДРЕНО СРУБИТЬ, МУДРЕНО ВЫРАСТИТЬ». Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. У сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшатся сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло. У сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшатся сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло. Ель - на Руси называли «помощником всех дел». Ель - на Руси называли «помощником всех дел». Давно- давно наши предки познали лечебные свойства ели. За что же так ценят ель в народе? За неповторимый и целебный смолистый запах, за красоту и щедрость её наряда, за то, что ёлка- лесной доктор. Во-первых, она выделяет фитонциды, которые воюют со всеми микробами. Во-вторых, в хвое целый букет витаминов. Поэтому не только народная, но и научная медицина используют её против разных инфекций. Ель даёт строительный лес, искусственный шёлк, целлофан, спирт, глицерин, целлюлозу, скипидар, лекарство, каучук, канифоль, витамины, искусственную кожу, бумагу. Из ели делают музыкальные инструменты. У ели самый звонкий и певучий голос Новый год- любимый праздник, а в представлении многих людей ель – «новогоднее дерево». Новый год- любимый праздник, а в представлении многих людей ель – «новогоднее дерево». Эта традиция уже ставит под угрозу наши хвойные леса! Ежегодно планета теряет тысячи гектаров леса. Но терять маленькие деревья просто так, ради одной ночи – это значит не думать о своём будущем. Лес- это «легкие нашей планеты». Деревья растут медленно, а праздник бывает каждый год. Если каждый срубит для себя ёлочку, то очень скоро планета превратится в пустыню. Стоит ли из-за нескольких праздничных дней губить лесное чудо? Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100-120 лет. К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор. Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100-120 лет. К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор. Дерево, трава, цветы и птицы Не всегда умеют защититься Если будет уничтожены они На планете мы останемся одни. Каждый из вас может сберечь дерево, лес, планету. Нужно только постараться. Каждый из вас может заменить живую ёлочку на искусственной. Каждый из вас может сберечь дерево, лес, планету. Нужно только постараться. Каждый из вас может заменить живую ёлочку на искусственной. Мне ёлку купили! Мне ёлку купили! В лесу на опушке её не рубили. А сделали ёлку на добром заводе Хорошие дяди, весёлые тёти. А ёлка лесная осталась живая, Стоит на опушке, макушкой кивая. Кому? Никому! Просто ветру, метели, Такой же красивой не спиленной ели! Не обязательно покупать искусственную ель в магазине, можно сделать самому. Нужно только захотеть и приложить немного старания. Не обязательно покупать искусственную ель в магазине, можно сделать самому. Нужно только захотеть и приложить немного старания. «Ель в лесу должна расти, Людям красоту нести. Не рубите ель, друзья! Красоту губить нельзя!»