Совершаются ли земные поклоны в воскресные дни. Земные поклоны и молитвы после пасхи

Строка поиска: поклоны

Найдено записей : 50

Здравствуйте, меньше года назад я согрешила, в чем очень раскаиваюсь. Я ходила в церковь и исповедалась, батюшка принял мою исповедь и отпустил мне грехи. После я сама 40 дней с молитвой делала земные поклоны утром и вечером. Но время идет, а я себя так и не простила. Могу ли я быть прощенной, забыть свой поступок? Как мне быть?

Наташа

Здравствуйте, Наташа. Не ищите успокоения и забвения, оно невозможно. Вы можете получить лишь облегчение и силы для дальнейшей жизни. Сами посудите - грех наносит повреждение самой природе нашей, подобно телесной ране, оставляющей след, шрам а порой подобно потере руки, ноги, глаза. Наивно ждать, что новая рука отрастет. Христианство дает нам костыли и протезы вместо утраченных конечностей, и надежду вернуть их вновь, если не в этой жизни, то хотя бы в вечности. Удержите небольшое покаянное правило, так, чтобы оно не было видимо никому, но всегда напоминало Вам не сам грех, но тяжесть его последствий. Это правило научит Вас смирению. В то время как стремление во что бы то ни стало избавиться от угрызений совести направлено на приобретение совсем другого свойства, которое нам не полезно. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Получилось так, что я приняла Причастие, а потом после службы захотелось остаться и помочь в Храме Божием. Помощь моя была в очищении подсвечников и мытье полов. Делала это с удовольствием. Но позже я узнала, что в этот день нельзя даже земные поклоны ко Господу совершать, выплевывать слюну, а также мыться в душе, принимать ванну... Не то, что полы мыть! Несколько огорчилась и хотела бы узнать, на самом ли деле всего этого нельзя делать после Причастия? Или же это все предрассудки? Благодарю за ответ. Спаси Вас Господь.

р.б. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! День Причащения – это особый день для христианской души, когда она особым, таинственным образом соединяется со Христом. Как для приема наиболее почетных гостей, мы убираем и приводим в порядок весь дом, и оставляем все обычные дела, так и день Причащения следует проводить как великие праздники, посвящая их, насколько это возможно, уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению. Не смущайтесь, что Вы помогли в храме в этот день: дело все-таки благое, но впредь старайтесь провести день причастия в молчании и тишине. Что касается обычая не делать земных поклонов после Причастия и не целовать рук священника, то его несоблюдение не является грехом. Схиигумен Парфений указывает: «Следует здесь упомянуть и о преувеличенной у некоторых осторожности после Причащения. Они стараются не только не плевать целый день после причащения, что, конечно, похвально, но и отходы пищи, если они побывали во рту, считать священными, и потому даже стараются проглотить несъедобное, а что никак нельзя проглотить (рыбьи кости и др.) стараются сжечь на огне. Такой чрезвычайной строгости мы нигде не встречаем в Церковном Уставе. Требуется только запить после причащения и, прополоскав запивкой рот, проглотить, чтобы какая-либо малая крупица не осталась во рту – и только! Придуманные по этому вопросу "надстройки" не имеют совершенно отзвука в Церковном Уставе».

иерей Владимир Шлыков

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, в период от Пасхи до Троицы не кладутся земные поклоны, а когда читаешь молитвы, после прочтения кафизмы в Псалтири, там есть молитва Ефрема Сирина, как ее читать в этот период?

Любовь

Любовь, Воистину Воскресе! Молитву прп. Ефрема Сирина мы читаем только в период Великого Поста, и сейчас ее не нужно читать. Земные поклоны от Пасхи до Святой Троицы не делают. Обычно земные поклоны мы не делаем в церкви, а дома, чтобы никого не смущать, если есть желание, - то можете делать земные поклоны после прочтения кафизм, сколько захотите.

иеромонах Викторин (Асеев)

Нужно ли делать земной поклон при выносе Чаши для причастия в воскресные и праздничные дни на Пасхальной неделе?

Светлана

Светлана, есть земные поклоны не только покаянные, но и благодарственные. Перед Чашей мы делаем земной поклон, даже если мы не причащаемся. На Пасху земные поклоны не делают, до праздника Святой Троицы, но перед Чашей можно сделать благодарственный земной поклон. Хотя сложилась традиция не делать вообще на Пасхальные дни земных поклонов, даже перед Святыми дарами. Я думаю, Вам не нужно себя особо выделять, так как вы можете ввести в заблуждение остальных. Если очень хочется - сделайте земной поклон мысленно, Господь все равно Вас увидит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, с какого числа можно делать земные поклоны?

Влад

Влад, Воистину Воскресе! В праздник Святой Троицы на коленях читаются три большие молитвы. С этого момента начинаются земные поклоны. Но хочу вам сказать, что дома можно и сейчас делать земные поклоны, если душа просит, ниего страшного в этом нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте отец Викторин! Большое спасибо Вам за ответ. Хочу еще Вас спросить о Псалтири. Когда нужно совершать земные поклоны при чтении Псалтири? Совершаются ли они при чтении молитв после "Славы"? Объясните мне, пожалуйста, все поподробнее. Большое спасибо. Храни Вас Господь.

Валентина

Валентина, земные поклоны при чтении Псалтири не совершаются. Их можно делать после окончания чтения всех кафизм этого дня, т. е. Вы, например, сегодня прочитали одну или две кафизмы, и по окончании всего чтения можно сделать земные поклоны, сколько хотите, сколько Вам по силу. Лучше всего определить себе меру на каждый день, не очень много, но и не мало, чтобы каждый день делать одинаковое количество поклонов. Я думаю, можно назначить себе 5- 10 поклонов ежедневно, а больше не нужно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 1. Скажите, в утреннем и вечернем правиле сколько поклонов надо давать, и после каждой молитвы,или после определенных? 2 . Можно ли читать Псалтырь и пить дома святую воду с просфорой в дни женской нечистоты, или этого делать нельзя?

Фотиния

Фотиния, поклоны можно делать дома по желанию, сколько захотите, но практика показывает, что лучше делать не более 10 в день для начала. Лучше делать немного, но регулярно. Утром делайте не более 10, а вечером, на ночь достаточно 3 поклонов. Во время женской нечистоты молиться, читать Псалтирь можно, но пить Святую воду и есть просфору не нужно - это Святыня, и к ней нужно относиться благоговейно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшки, подскажите, пожалуйста, во время литургии земные поклоны когда делаются? Святые дары выносятся два раза, первый раз показывают и уносят, а второй раз для причащения. Янаблюдала за прихожанами и так ничего и не поняла. Я так понимаю, если сама причащаюсь, то земной поклон делаю, а если нет, то поясной?

Наталья

Наталья, хорошо делать земные поклоны, но они должны быть своевременны. Первый раз Чаша выносится на Литургии во время Великого входа - поклон земной не делается, можно сделать поясной. Во второй раз чашу выносят уже освященную, перед причастием, и в чаше присутствует Сам Христос, и конечно, сделать земной поклон перед Самим Христом нужно, даже если мы и не причащаемся.

иеромонах Викторин (Асеев)

Вы полностью правы, спасибо Вам большое, именно это мне надо было услышать. У меня есть еще один вопрос. Я слышала, что в воскресенье и субботу вечерои нельзя бить поклоны. Так ли это? И почему? Заранее благодарю.

Под словом "бить" подразумевается 100-600 поклонов, мы сейчас так не говорим, да и в таком количестве их сейчас редко кто делает. Представьте себе, что Вы будете делать столько поклонов каждый день, как это делали христиане до нас – думаю, в таком случае, суббота и воскресенье Вам покажутся настоящими выходными! Подобный устав был именно с этим и связан. Будни - это дни покаяния, дни трудов, а воскресение и суббота -это дни праздников, когда даются послабления и телесно, и духовно, поэтому в эти дни отменят поклоны. Но так как мы этих правил не соблюдаем, то дома даже в праздничные и воскресные дни сделать десяток земных поклонов не грех. К тому же есть поклоны покаянные, а есть поклоны благодарственные. Если есть желание, то можно в качестве благодарственного выражения сделать не более десятка поклонов.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я хочу венчаться, обязательно ли должен венчать священник, у которого я исповедалась? И еще один вопрос. У меня есть страшный грех, я пошла первый раз на исповедь, рассказала в слезах, взахлеб, очень я восприимчивая, и священник очень давил не меня моим поступком. Я понимаю, что он прав. Но после исповеди он на меня наложил епитимию: месяц читать молитву и делать поклоны, вот уже 3 месяца не могу выполнить, работа никак не позволяет каждый день делать поклоны, даже ночью, так как график такой. Что делать? И еще, после исповеди я долго не могла придти в себя, долгое время была в депрессии. Боюсь опять идти, хотя надо после выполнения епитимии. Боюсь этого эмоционального упадка. Жду ответы на вопросы. За ранее спасибо.

Анна

Нет, Анна, венчать Вас может любой священник. А насчет епитимии Вам нужно вновь встретиться в тем священником и попросить о смягчении ее, у Вас, действительно, непростые обстоятельства.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, на Литургии, когда священник говорит, чтобы преклонили головы оглашенные и чтобы они помолились, что в этот момент делать крещеным? Надо ли преклонять голову (конечно, это хочется сделать, но вроде это предлагается сделать оглашенным)? И я не понимаю, когда же нужно делать земные поклоны? Говорят, что в воскресные дни их не делают и не делают после Великого поста. Словом я запутался, потому как в храме кто стоит на коленях во время Евхаристического канона, кто стоит прямо, кто делает земной поклон при словах "Святая Святым", кто нет... Подскажите, как поступать правильно? С большим уважением!

Андрей

На ектенье об оглашенных крещенным не нужно преклонять голову. В период от Пасхи до Троицы и в воскресные дни действительно не положено класть земные поклоны, они заменяются поясными.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка. Если можете, разъясните, пожалуйста, такой вопрос. Причастие Святых Христовых Тайн - это награда или это лекарство и подмога христианину? Для меня даже утреннее и вечернее правило - это невероятно тяжкий труд, что уж говорить о сложнейшей подготовке ко Причастию, очень бывает тяжело молиться со вниманием, и если этого не получается, приходит раздражение, негодование, ропот и вся молитва идет насмарку, так что приходится оставлять, чтобы она не была осквернена. Понимаю, что молитва важна и что она - корень всего, а молиться не получается, и от этого большое расстройство. А холодно и отрешенно вычитать текст совесть не позволяет, и понятно, что это будет не молитва. В итоге получается, что молитва словно муштра или каторга, и если это все-таки преодолеть, то, значит, Причастие - это как награда. Но, может быть, все-таки это не награда, а наоборот, Тело и Кровь Христовы даны нам в помощь для преодоления трудностей, но тогда тут получается противоречие, чтобы получить эту спасительную помощь, человеку надо выполнить тяжелый труд без всякой помощи, чтобы только потом ее получить, когда труд уже преодолен. Что же тогда первично, труд ради Причастия или Причастие ради помощи в труде? Подскажите, как об этом думать, что Вам придет на сердце по этому вопросу? Спаси Господи!

Алексей

Уважаемый Алексей, Вы заблудились в трех соснах, потому что имеете неправильное понятие о причастии, ибо оно не лекарство и не награда. Корень этого слова – "часть", и мы все члены церкви отдельные части одного целого, то есть – Тела Христова, а Он есть глава Церкви. Таким образом, через причастие Святых Христовых Таин мы соединяемся с Богом и со всей полнотой Церкви. Самое главное – Причастие является основой нашей будущей жизни и поэтому не может рассматриваться как лекарственное средство или награда. В давние времена люди были в основном неграмотными и не имели книг, но, тем не менее, готовились к причастию, совершая простые молитвы и поклоны. Расскажите о своей проблеме духовнику и определите с ним свое молитвенное правило, которое Вам по силам.

иерей Александр Бабушкин

Добрый вечер. Спаси Господи Вас. 1. Год в храме, исповедаюсь, причащаюсь. Есть желание и нужда в духовном отце, как его найти (выбрать)? 2. Сильно болен сын с детства, на группе. Ему 21 год, как его вразумить о вере? Палкой ведь не погонишь? 3. Почему не платят 10 в церквях? 4. Отношение православия к биометрическим паспортам? 5. Отец после инсульта полностью потерял память, чем могу максимально помочь? 6. Кроме исповеди чем можно и как правильно за молить грех о убиенных в утробе? Очень признателен.

Николай.

Николай, о выборе духовного отца неоднократно и даже пространно писалось на нашем сайте, просто полюбопытствуйте. Основной смысл - надо, чтобы Вы почувствовали отклик и понимание от того священника, а также его дар утешения по отношению к себе.
В отношении сына - а можно и палкой погонять. Вы - отец, используйте свой авторитет, превосходство, силу воли и убеждения. С сыном можно вести себя и потверже.
Третий вопрос касается десятины, насколько я понял? Ну, почему же, есть люди и сейчас, и их немало, которые отдают в храм десятую часть доходов.
Биометрические паспорта и прочие электронные средства учета, согласно церковному пониманию проблемы, сами по себе не несут какого-то мистического содержания. Но они приближают нас к тотальному контролю, который на руку любому мировому диктатору, и, естественно, диктатору из диктаторов - Антихристу.
По пятому вопросу надо обращаться к медикам, насколько я знаю, в современной медицине есть эффективные методики восстановления памяти, но они требуют постоянных занятий и упражнений.
А в грехах, в том числе упомянутых Вами, нужно, прежде всего, каяться. Впрочем, ничто не мешает принять на себя с благословения священника какой-нибудь небольшой подвиг - молитвы или поклоны, или пост - в память об этих грехах, как епитимия, чтобы их никогда не забывать.

игумен Никон (Головко)

Живу в миру. Молюсь по четкам. И как воздерживаюсь, то одолевает бес блудной страсти. Какие молитвы читать против этого беса?

Сергий

Здравствуйте, Сергий! Чтобы молиться по четкам, нужно благословение священника. Если таковое у Вас имеется, то во время молитвы полагайте земные поклоны. А также в борьбе с этой страстью необходимо исповедоваться. Вот одна из молитв против блудной страсти (молитва Макария Оптинского): "О Мати Господа, моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощствующему плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь".
Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

На выходных ездила в Верхотурье, в Свято-Николаевский монастырь, где и причастилась. А потом заехали в Свято-Покровский монастырь, там поклонились чудесной иконе Богородицы "Умиление" и мощам Косьмы Верхотурского. И только потом вспомнила, что после причащения нельзя делать земные поклоны. Как быть?

Надежда

Здравствуйте, Надежда! Советую Вам принести покаяние на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, мне 13 лет, уже как 2, а может и меньше, года очень сильно каюсь перед иконой, дело в том, что у меня ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ плохие мысли приходят, Вы даже не представляете, и все время, когда эти мысли приходят, я бегу к иконе и целую ее, и рукой касаюсь ее, и молюсь, чтоб Господь меня простил за все за то, что я про Него и про других так говорю (про себя, в уме) и обзываю всех, и так по минут 5 -10, я даже в школе так делаю, только не при иконе, а просто на потолок или вперед смотрю, и уже некоторые начали меня в этом подозревать. Пожалуйста, помогите, я даже когда на остановку иду, и то 3 раза молюсь, я больше не могу, устала, я даже хотела отказаться от христианства, чтоб плохого никому не причинять, но боюсь, Господь разозлится и заберет моих родителей и семью, помогите, что мне делать? Заранее спасибо.

Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

Поклоны бывают земными , когда молящийся становится на колени и касается головой земли, и поясные , наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов:

«Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только — поклоны, великие и малые, или иначе — земные и поясные. Земной поклон это — не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.

Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона — тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».

Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Святого Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей святой Церкви».

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, — одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом . Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворённые нами по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву.

Святитель Филарет, митрополит Московский, по этому поводу говорит:

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о том, что христианам следует соблюдать Правила Святой Церкви:

«К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу — от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) — коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил».

Так 20-е правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные , ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера , в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно святые Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так называемого «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Святой Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Святитель Петр, архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 году (правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами св. отцев) в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, говорит:

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли».

Великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской , живший в IV веке, правила которого в количестве 92-х также включены в «Книгу Правил» и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-м правиле , заимствованном из 27-й главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

«Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».


При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам
следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню — земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении — руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых — руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз , дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме. Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)» , или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас» . Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.


Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

  1. В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу...» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  2. В начале пения или чтения «Верую».
  3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».
  4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
Креститься с поясным поклоном следует:
  1. При входе в храм и при выходе из него - три раза.
  2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  4. При возгласах «Приимите, ядите...», «Пийте от нея вси...», «Твоя от Твоих...».
  5. При словах «Честнейшую Херувим...».
  6. При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  7. Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.
  8. Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  9. При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  10. На литии после каждого из первых двух прошений ектении - по три поклона, после двух остальных - по одному.
Креститься с земным поклоном следует:
  1. В пост при входе в храм и при выходе из него - три раза.
  2. В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  3. На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть...».
  4. По окончании пения «Тебе поем...».
  5. После «Достойно есть...» или задостойника.
  6. При возгласе «Святая святым».
  7. При возгласе «И сподоби нас, Владыко...» перед пением «Отче наш».
  8. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно...».
  9. В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице...» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся...» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  10. В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего...».
  11. В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
Поясной поклон без крестного знамения кладется:
  1. При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великаго Бога...».
  2. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
Не допускаются земные поклоны :
  1. В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
  2. При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Оно наполняет новизной не только всё сущее. Обряды и ритуалы богослужений также претерпевают изменения, приобретают новое содержание. Это проявляется прежде всего во внешних проявлениях благочестия – славословиях и поклонах. Каноны православной веры объясняют, как молиться правильно после Пасхи, чтобы ещё глубже постичь смысл великого события.

Особые наставления, по которым молятся после празднования Воскресения Христова, указаны в триоди. На Светлой седмице Часами Пасхи заменяют утренние и вечерние молитвы. Верующие, готовящиеся к причастию, вместо канонов покаянного и ко Пресвятой Богородице должны прочитать , а также последование к святому причащению. Всем молитвам предшествует троекратное чтение .

Начиная с вечера субботы Светлой Недели, возобновляют чтение обычных утренних, вечерних молитв, канонов к Господу Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю. Обязательной частью утреннего молитвенного правила является чтение «Отче наш», «Богородице Дево», Символа веры. Соблюдая вечернее правило, молиться от Пасхи до Вознесения нужно с чтением молитвы «Отче наш», кондака Богородице, обращения к Пресвятому Духу. При этом «Царю Небесный» заменяют тропарём «Христос воскресе». С Вознесения до Троицы утреннее и вечернее правила начинают с чтения Трисвятого. Вплоть до Вознесения вместо молитвы Св.Духу трижды читают тропарь Пасхи, «Ангел вопияше» - вместо «Достойно есть». Земные поклоны от Пасхи до Троицы отменяются.

По традициям православия церковным уставом не только не запрещено, но предписано совершать , когда во время литургии совершаются евхаристический канон и пресуществление святых даров - претворение хлеба и вина на престоле в тело и кровь Христовы.

Когда и как класть земные поклоны

Поклоны как выражение единства внутреннего и внешнего почитания Бога занимают важное место в практике отправления молитвы. Ещё с древних библейских времён для выражения благоговения использовались разные положения тела.

Из этого многообразия поз сегодня традиционно используются молитвы стоя и молитвы на коленях, которые сопровождаются сотворением крестного знамения и поклонами. Выполняя малый, или поясной поклон, наклоняют голову вниз и сгибают спину в пояснице так, чтобы пальцами рук прикоснуться к полу. Совершая великий, или земной поклон, следует встать на колени, коснуться лбом пола, после чего сразу подняться. Это очень символичное действие: верующий, преклоняя колени, выражает смирение перед Богом, поднимаясь – исповедует искупление Христово.

Поклоны просветляют душу, укрепляют веру, настраивают на понимание смысла службы, создают у верующего чувство сопричастности ко всему происходящему в храме. Поэтому преклонять колени и голову нужно не по своему разумению или желанию, а в точном соответствии с разработанными Типиконом правилами, применительно к соответствующему дню или периоду церковного календаря.

Согласно уставу, земные поклоны, как противоречащие смыслу отмечаемого события, отменяются в дни воскресные и великих праздников, а также в период Святок – от Рождества Христова до Крещения, затем – от Пасхи до Пятидесятницы. Большинство малых поклонов в течение Великого Поста заменяются земными.

Их выполняют при:

  • посещении храма – на входе и выходе;
  • чтении кафизмы (на «Славах», трижды);
  • чтении «Достойно есть»;
  • возглашении «Пресвятая Владычице Богородице»;
  • пении тропаря;
  • чтении «Помяни нас, Владыко» (трижды);
  • пении канона Андрея Критского;
  • сотворении молитвы Ефрема Сирина (трижды).

В остальное время на протяжении церковной службы кладут великий поклон после возгласа «Богородицу и Матерь Света» при пении «Честнейшую Херувим» и после молитвы «Достойно есть» на непраздничной утрене. В храме поклоны следует совершать правильно и своевременно: при чтении соответствующих молитвословий, истово, но неторопливо, без суеты. Дома коленопреклонённая молитва совершается по желанию и особому усердию верующего. Число земных поклонов строго не регламентируется: их, по рекомендациям священнослужителей, утром достаточно не более десяти, а вечером – не свыше трёх.

Есть неизреченная духовная красота в глубокой, искренней молитве, когда она сопровождается крестным знамением и земными поклонами. Эти символы веры и благоговейного почитания убеждают, что человек служит Богу всей своей сущностью, неразрывно связанными друг с другом телом и душой.

Человек – существо двойной природы: духовной и телесной. Потому Святая Церковь дает человеку спасительные средства, как для его души, так и для его тела.

Душа и тело до смерти связаны в единое целое. Потому благодатные средства церковные направлены на исцеление-исправление и души, и тела. Пример тому – Таинства. Многие из них имеют материальное вещество, освящающееся Святым Духом в чинопоследовании Таинства и благодатно воздействующее на человека. В Таинстве Крещения – это вода. В Таинстве Миропомазания – миро. В Таинстве Причастия – Тело и Кровь Христовы под видом воды, вина и хлеба. И даже в Таинстве Исповеди мы должны материально (вербально) проговорить свои грехи перед священником.

Вспомним также догмат о Всеобщем Воскресении. Ведь каждый из нас воскреснет телесно и явится в соединении с душой на Суд Божий.

Потому Церковь всегда проявляла особенную заботу о человеческом теле, считая его храмом Бога Живого. И человек, который не обращает внимания на все те средства, что предполагаются в православии для исцеления-исправления не только души, но и тела, глубоко заблуждается. Ведь именно в теле зачастую гнездятся зародыши страстей, и если на них закрывать глаза и с ними не бороться, со временем они вырастут из змеенышей в драконов и начнут есть душу.

Здесь нелишне вспомнить стихи псалмов…

31:9:
«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
Ведь часто наше тело – именно как конь и лошак несмысленный, которого нужно обуздывать уздою молитвы, Таинств, поклонов, поста, чтобы оно в своем земном страстном беге не влетело в пропасть.

«Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука».

Мы видим, что святой пророк и царь Давид до изнеможения делал земные поклоны для того, чтобы очищаться от грехов и постится постом приятным и благоугодным Богу.

Господь наш Иисус Христос также молился коленопреклоненно: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…» (Лк. 22:41).

И если это делал Бог, то нам ли отказываться от земных поклонов?

Тем более что довольно часто в Священном Писании пророки и Спаситель называли людей гордых и отвращающихся от Бога жестоковыйными (в переводе с церковнославянского языка – с жесткими шеями, неспособными поклониться Богу).

Довольно часто подобное замечаешь в храме. Приходит верующий воцерковленный человек: свечечек купил, перекрестился, поклоны перед святыми иконами сделал, у батюшки благоговейно благословение взял. Заходит в храм человек маловерующий: он стыдится не только перекреститься, но даже чуть-чуть голову нагнуть в сторону иконы или распятия. Потому что не привык склонять свое «я» перед кем-либо, пусть даже и Богом. Вот в чем заключается жестоковыйность.

Потому, дорогие братья и сестры, будем спешить делать земные поклоны. Они – проявление нашего смирения и сокрушения сердца перед Господом Богом. Они – жертва, приятная и благоугодная Богу.

Блудный сын весь в язвах, лохмотьях и струпьях возвращается домой к отцу и падает перед ним на колени со словами: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Вот что такое земной поклон. Разрушение личной вавилонской башни, осознание собственного греха и того, что без Господа не подняться. И, конечно, Отец наш Небесный поспешит к нам на встречу, чтобы восстановить нас и принять в свою любовь. Только для этого нужно откинуть свое «эго», самомнение и тщеславие и понять, что без Бога нельзя и шагу ступить правильно. Пока вы заполнены собой, а не Господом, – будете несчастны. Но как только поймете, что находитесь на краю пропасти, наполненной грехами и страстями, и что подняться самим не хватит сил, что еще минута – и гибель, тогда ноги сами преклонятся перед Всевышним и будете умолять Его не оставлять вас.

Вот что такое земной поклон. В идеале это молитва мытаря, молитва блудного сына. Гордыня мешает сделать земной поклон. Его может сделать только смиреннный человек.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: «Господь повергался на колени во время молитвы Своей – и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли – наше искупление…»

Также нужно понимать, что нельзя сводить число земных поклонов до какого-то механического гимнастического упражнения и не стремиться совершить неумеренный подвиг коленопреклонений. Лучше меньше, да качественнее. Будем помнить, что земной поклон не есть самоцелью. Он – средство для стяжания утраченного богообщения и благодатных даров Святого Духа. Земной поклон – это покаянная молитва, которую нельзя возносить небрежно, невнимательно и в спешке. Встань, перекрестись правильно и неторопливо. Стань на колени, поставь впереди себя на пол ладони и прикоснись лбом к полу, потом встань с колен и выпрямься во весь рост. Это и будет настоящий земной поклон. Во время его совершения нужно читать про себя какую-то краткую молитву, например, Иисусову или «Господи помилуй». Можно также обращаться к Пресвятой Богородице и к святым.

В Великий пост по установившейся традиции три земных поклона делаются после входа в храм перед Голгофою: то есть сделали два земных поклона, поцеловали Распятие и сделали еще один. Так же и при выходе из храма. Во время богослужения вечернего или Литургии тоже земные поклоны уместны. На утрене, к примеру, при пении «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…» после восьмой песни канона. На Литургии – после пения «Тебе поем, тебе благословим…», так как в это время в алтаре происходит кульминация богослужения – пресуществление Святых Даров. Также можно стать на колени и во время того, как священник выходит с Чашей со словами «Со страхом Божиим» причащать народ. В Великий пост коленопреклонения делаются также на Литургии Преждеосвященных Даров в определенных местах, обозначенных звоном колокольчика, во время стихословия священником молитвы преподобного Ефрема Сирина, в некоторых других местах служб святой Четыредесятницы.

Не делаются земные поклоны в воскресные дни, в двунадесятые праздники, в святки (от Рождества Христова до Крещения Господнего), от Пасхи и до Пятидесятницы. Это запрещено святыми апостолами, а также I и VI Вселенскими Соборами, так как в эти святые дни происходит примирение Бога с человеком, когда человек уже не раб, но сын.

Во все остальное же время, дорогие братья и сестры, не будем лениться делать земные поклоны, добровольно ввергая себя поклоном-падением в бездну покаяния, в которой милосердный Бог нам обязательно протянет Свою отеческую десницу и воскресит-восставит неизреченной любовью нас, грешных, для этой и будущей жизни.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (2606) раз