Описание ильиничны. Образ и характеристика ильиничны в романе “тихий дон”: описание внешности и характера (мать григория мелехова)

Незабываем образ матери Григория – Ильиничны. Ее жизнь была бедна радостями, много в ней оказалось тяжелого и горестного. Вспоминая об этом, Ильинична рассказывает Наталье: «А меня идол мой хромоногий смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что; вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а на мне зло срывал. Придет, бывало, на заре, закричу горькими слезами, попрекну его, ну он и даст кулакам волю… По месяцу вся синяя, как железо, ходила, а выжила же и детей вскормила и из дому ни разу не счиналась уходить». Перед смертью Ильинична вспоминает опаленную солнцем августовскую степь, «увидела и себя – молодую, рослую, красивую». «Обветренные губы ее дрожат и улыбаются, когда она достает из подвешенной к арбе люльки крохотного смуглого Гри-шатку», торопливо дает ему грудь, шепчет: «Милый ты мой, сыночек! Расхорош ты мой! Уморила тебя с голоду мать…».

Вечная труженица, «мудрая и мужественная старуха», с руками, загрубелыми от многолетней работы, с лицом, «сплошь опутанным паутиной морщин», Ильинична, несмотря на суровую жизнь с доходившим до беспамятства в своей жестокости мужем, сохранила и через все горести и тяготы пронесла нравственную чистоту и природную мудрость, сердечную чуткость и проницательность. В любви к людям, честности и мужестве она воспитывала и своих детей. Даже для Пантелея Прокофьевича Ильинична была большим моральным авторитетом. Будучи неграмотной, материнским чутьем она поняла, что Григорий идет не той дорогой. Провожая сына, крестя и целуя его, она напутствует: «Слухом пользовались мы, что ты каких-тс матросов порубил… Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались… Ну, как же так можно? В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями; У тебя уж, гляди-кось, сердце как волчиное исделалось… Послухай матерю, Гришенька!».

Характеристика литературного героя Ильинична – мать Григория Мелехова, донская казачка. Воплощает национальный образ русской женщины. Несмотря на возраст, сохранила “дородный стан”, величавую походку – “гусыней плавает” по двору и дому.
И. – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, “мудрая и мужественная старуха”. И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела И. ради долга: семьи и детей.
И. – очень сильная женщина. Узнав о смерти мужа, эта “твердая старуха” и “слезинки не выронила”, а лишь замкнулась в себе.
Она великая труженица, “хлопотунья”, с утра до вечера проводящая в работе. Смысл ее жизни – в труде ради семьи.
Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства. И. до последнего своего дня ждала Григория, готовила ему еду на случай приезда, выходила встречать за околицу: “- Гришенька, родненький мой! – помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: – Кровинушка моя! ”
Именно материнское чувство делает И. мудрее и умнее воюющих. Она понимает, что и “белые”, и “красные” – люди, чьи-то любимые сыновья, которые должны радовать своих матерей, а не стрелять друг в друга. Поэтому И. осуждает жестокость и насилие: “Ты Бога-то…Бога, сынок, не забывай! – говорит она Григорию. – Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил…Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались…” И., ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, и к нему испытывает материнскую жалость: посылает дерюжку, штопает одежду, кормит.

Сочинение по литературе на тему: Ильинична (Тихий Дон Шолохов)

Другие сочинения:

  1. Аксинья Характеристика литературного героя Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова. Аксинья – воплощение порыва, страсти, инстинктов. Героине досталась нелегкая судьба. В 16 лет ее изнасиловал отец. Нелюбимый Степан Астахов взял А. в жены и постоянно попрекал жену Read More ......
  2. Дарья Характеристика литературного героя Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова, старшего брата Григория. Ленивая и циничная женщина, она, в то же время, очень обаятельна. Д. все время достается от Ильиничны за лень и неряшество. Но героиня никогда не унывает, пропуская Read More ......
  3. Тихий Дон По окончании предпоследней турецкой кампании казак Прокофий Мелехов привел домой, в станицу Вешенская, пленную турчанку. От их брака родился сын, названный Пантелеем, такой же смуглый и черноглазый, как и его мать. Впоследствии Пантелей Прокофьевич занялся обустройством хозяйства и Read More ......
  4. Старое казачество Характеристика литературного героя Понтелей Прокофьевич Мелехов – отец Григория Мелехова. Коренной казак, он не мыслит своей жизни вдали от крестьянского труда, родной Донщины. П. П. преданно любит свою семью, детей. Он по-детски гордится достижениями Григория – командира повстанцев, Read More ......
  5. Листницкий Характеристика литературного героя Евгений Листницкий – дворянин, имеющий поместье недалеко от станицы Татарской. Он прошел всю первую мировую войну, во время революции встал на сторону белых. Именно в его имении работали до войны Григорий с Аксиньей. Л. нравилась Аксинья, Read More ......
  6. Григорий Мелехов Характеристика литературного героя Григорий Мелехов – донской казак, житель станицы Татарская. В начале романа Г. показан в мирной крестьянской жизни: “Ноги его уверенно топтали землю”. Молодой Г. полон силы и жажды жизни. Он заводит роман с замужней Аксиньей, Read More ......
  7. “Ой ты, нала батюшка, тихий Дон!” – так в своих песнях обращаются к великой реке донские казаки. Хотя от Днепра и Терека до Яика и Амура раскидало казачество хутора за свою многовековую историю (с 1549 г. упоминаются в летописи “казаки”), Read More ......
  8. Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие – с 1912 по 1922 год. Это не только Read More ......
Ильинична (Тихий Дон Шолохов)

2. ШОЛОХОВ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РОМАНЕ “ТИХИЙ ДОН”

2.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

1925 Шолохов начал было произведение о казаках во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 в журнале «Красная новь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи (в 1990-е гг. московский журналист Л. Е. Колодный дал их описание, правда, не собственно научное, и комментарии к ним). Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто. Выход третьей книги (шестой части) был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919. Шолохов обратился к Горькому и с его помощью добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932), а в 1934 в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново ее переписывать, вероятно, не без ужесточившегося идеологического давления. В двух последних книгах «Тихого Дона» (седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938, восьмая - в 1940) появилось множество публицистических, нередко дидактических, однозначно пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Но это не добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, бесповоротно не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И. Солженицын, И.Б. Томашевская). По всей видимости, Шолохов сам был своим «соавтором», сохраняя в основном художественный мир, созданный им в начале 1930-х гг., и пристегивая чисто внешним способом идеологическую направленность. В 1935 уже упоминавшаяся Левицкая восхищалась Шолоховым, находя, что он превратился «из «сомневающегося», шатающегося - в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Несомненно, писатель убеждал себя в этом и, хотя в 1938 чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории.

2.2 ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РОМАНЕ

Аксинья отличалась привлекательностью, ее красоту не испортили даже морщины, появившиеся от нелегкой жизни. Другая героиня, Дарья, восхищает читателей своей женственностью, энергией. Наталью чисто внешне можно сравнить с серенькой уточкой. Сам же автор часто подчеркивает в Аксинье- “жадные губы”, в Наталье- “большие руки”, в Дарье - “тонкие ободья бровей”. Героини М. Шолохова очень различны, но их объединяет полнота восприятия жизни. В те годы женская судьба, как, впрочем, и в наше время, была нелегка. Если муж бил жену, то это считалось в порядке вещей: раньше отец учил уму-разуму, а теперь, стало быть, муж. Вот последствия такого отношения Пантелея Прокопьевича к своей жене: “… в гневе доходил до беспамятства, и, как видно, этим раньше времени состарил свою, когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену”.

Но так было всегда и почти в каждой семье. И люди воспринимали это как неизбежное и данное свыше. Был дом, была семья, была работа на земле, были дети, о которых надо было заботиться. И как ни трудна была ее доля, она твердо знала свое назначение. И это помогало ей выстоять.

Но случилось страшное - началась война. И не просто война, а война братоубийственная. Когда вчерашние соседи стали врагами, когда отец не понимал сына, а брат убивал брата…

Трудно было разобраться в происходящем даже умному Григорию. А что делать женщине? Как ей жить?.. Мужья уходят, а их жены остаются.

Судьбы Аксиньи и Натальи переплетены, зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который существовал во все времена.

Наталья любила своего мужа всей душой: ”…жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на нее надломленным духом. Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма”.

Эта нежная и хрупкая женщина приняла на себя всю меру страдания, отпущенного жизнью. Она желала сделать все для сохранения семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на самоубийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побудил ее на этот поступок. Был ли такой переворот в жизни Аксиньи? Возможно он наступил после смерти Тани. Потеряв дочь, она не ведала ничего, не думала ни о чем… Ужасно. Мать жива, а дети ее находятся в земле. Нет продолжателей жизни твоей, она как бы прервана… И в этот тяжелейший момент своей жизни Аксинья оказалась совершенно одна. И некому было помочь ей… Но нашелся один сострадалец, близость с которым привела к разрыву Аксиньи с Григорием. Судьба к Наталье в этом плане была более милосердна. Эта героиня обладала поистине материнскими чувствами, которые объединили ее с Ильиничной, но несколько отдалили от Дарьи, единственный ребенок которой умер.

О случившемся с ребенком Дарьи сказано было мельком:”… а дитё у Дарьи померло…“ И все. Никаких лишних чувств, эмоций… Этим М.Шолохов лишний раз подчеркивает, что Дарья жила лишь для себя. Даже кончина мужа ненадолго ее опечалила, она быстро оправилась. Очевидно, Дарья не испытывала глубоких чувств к Петру, просто привыкла к нему. Боясь ожидания неизбежного, теряясь от одиночества, она решилась на самоубийство. И прежде чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а именно женщинам, так как только они могли понять ее:”Прощайте, бабоньки!”

Незадолго до этого ушла из жизни и Наталья. После их смерти Аксинья сблизилась с матерью Григория. Очень жаль, что чувства, соединившие этих двух женщин, возникли так поздно, буквально за шаг до смерти, которая поджидала каждую из них.

Аксинья и Наталья умерли, наказав тем самым вершину треугольника, оставив Григория на перепутье дорог.

Может быть, М. Шолохов с горечью поведал о судьбах женщин. Но попробуйте изобразить лучше - не выйдет! Действительность только тогда реальна, если она правдива, а иначе это не действительность, а лишь пародия на нее.


Жизни и отдает жизнь «за единственный взгляд». Женщина у Ахматовой и выступает хранителем того высокого и вечного, трагического и мучительного чувства, имя которому любовь. Ахматовский Петербург (материалы для сочинения) Петербург в литературе минувшего века существовал в двух традициях. Первая – Пушкинский город, «полночных стран краса и диво», гордый и прекрасный, город – судьба России, «окно в...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

5 До сих пор речь шла о притяжении, сближении на основе типологического сходства. Но не менее интересно и сближение на основе типологического несходства. Отталкивание - тоже своеобразная форма притяжения. Именно этот принцип лежит в основе взаимодействия силового поля «Тихого Дона», всего художественного мира М. Шолохова с «социально», творчески «неблизкими» ему художниками - такими, в частности, ...

Тем круг чтения школьников, выстраиваемый учителем, может расширяться за счёт проектной учебно-исследовательской деятельности. 2. Перегрузка программы переводными произведениями рассматривается как нерациональная. Вместе с тем курс литературы для старших классов профильной школы может дополняться элективным курсом, в котором рассматриваются контекстуальные связи русской литературы с зарубежными...

Образ Ильиничны

Оплотом семьи Мелиховых является мать Григория, Петра и Дуняшки - Ильинична. Это пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка - подросток.

Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, кажется вначале незаметной, и в происходящих событиях мало принимает участия. Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила: «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

Одна из основных черт характера этой женщины - спокойная мудрость. Иначе бы она просто не смогла ужиться со своим эмоциональным и вспыльчивым мужем. Без какой-либо суеты Ильинична ведет хозяйство, заботиться о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях.

Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Она поддерживает в доме не только внешний порядок, но и следит за моральной атмосферой в семье. Она осуждает связь Григория с Аксиньей, и, понимая, как тяжело законной жене Григория Наталье жить с мужем, относиться к ней словно к родной дочери, всячески стараясь облегчить ее труд, жалеет ее, порой даже дает лишний час поспать. То, что Наталья живет в доме у Мелеховых после попытки самоубийства, говорит о многом: в этом доме есть душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина.

В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены мужа, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков: «Норов у вас, молодых, велик, истинный бог! Чуть чего - вы и беситесь. Пожила бы так, как я смолоду жила, что бы ты тогда делала? Тебя Гришка за всю жизнь пальцем не тронул, и то ты недовольна, вон какую чуду сотворила: и бросать-то его собралась, и омороком тебя шибало, и чего ты только не делала, бога и того в ваши поганые дела путала... Ну скажи, скажи, болезная, и это - хорошо? А идол мой хороший смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что, вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а на зло срывал. Придет бывало, на заре, закричу горькими слезами, попрекну его, ну он и даст кулакам волю... По месяцу вся синяя, как железо ходила, а ишь выжила же, и детей вскормила, из дому ни разу не сочинялась уходить».

Она заботливо ухаживает за больной Натальей, за внуками. Осуждая Дарью за слишком вольное поведение, тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома. В ней есть какое-то величие, способность не обращать внимания на мелочи, а видеть главное в жизни семьи.

Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который чувствуя преимущество жены во всём, таким образом утверждается.

Ильинична не разбиралась в событиях революции и гражданской войны, но она оказывалась намного человечнее, умнее, прозорливее Григория и Пантелея Прокофьевича. Так, например, она упрекает младшего сына, порубившего в бою матросов, поддерживает Пантелея Прокофьевича, который выгоняет со своего обоза Митьку Коршунова. «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость,» - говорит возмущенная Ильинична Наталье. Когда Дарья застрелила пленного Котлярова, Ильинична, по словам Дуняши, «забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям».

Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работала, наживая по крупицам добро. И когда ситуация заставляет её всё бросить и оставить хутор, она заявляет: «Нехай лучше у порога убьют, - всё легче, чем под чужим плетнём сдыхать!» Это не жадность, а страх потерять своё гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия. Это она понимает женским, материнским чутьём, и переубедить её невозможно.

Ильинична ценит в людях честность, порядочность, чистоту. Она боится, что окружающая их жестокость отразится на душе и сознании внука Мишатки. Она смирилась с мыслью, что убийца её сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняше. Старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяйстве. Ильинична примиряется, видя, как Дуняша тянется к этому человеку, как теплеет нервный, жёсткий взгляд Кошевого при виде внука её, Мишатки. Она благословляет их, зная, что жизнь, какую она знала до сих пор, не вернуть, и она не в силах её исправить. В этом проявляется мудрость Ильиничны.

Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду. Однако с приходом Кошевого в мелеховский дом ей выпадают душевные мучения, она в своём доме остается одна, никому ненужная. Ильинична, превозмогая тоску и боль своих потерь, сделала решительный шаг к тому новому, что будет после неё, чему будут свидетели другие, а с ними и её внук Мишатка. И как мало нужно было Кошевому проявить нежности, вовсе не к ней, а к её внуку Мишатке, чтобы она сделала этот рывок, воссоединяющий в нашем сознании в единый величавый образ Ильиничну - и молодую, и пожилую, и Ильиничну последних дней её жизни…Вот, собственно, кульминация душевного движения Ильиничны к тому новому, что будет после неё. Она теперь твёрдо знала, что «душегуб» не мог так нежно улыбаться Мишатке - Гришиному сыну, её внуку… И Ильинична, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой «правдой» человека и даже начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия. Вот она - великая, искупительная жалость материнского сердца к заблудшим детям этого жестокого мира! А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое - рубаху Григория, пусть носит, а то его сопрела уже от пота! Это с ее стороны высший жест прощения и примирения!

В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких: «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много...». «Твёрдая старуха» Ильинична «слезинки не выронила», узнав о смерти мужа, а лишь замкнулась в себе. Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась гибели Григория. Только о нем думает Ильинична. Только им жила она последние дни: «Старая я стала... И сердце у меня болит о Грише... Так болит, что ничего мне не мило и глазам глядеть больно». В тоске по сыну, который все не возвращался, Ильинична достает его старую поддевку и фуражку, вешает их на кухне. «Войдешь с базу, глянешь, и как-то легче делается... Будто он уже с нами...», - виновато и жалко улыбаясь, говорит она Дуняше.

Короткое письмо от Григория с обещанием осенью прийти на побывку доставляет Ильиничне большую радость. Она с гордостью говорит: «Маленький-то вспомнил про матерю. Как он пишет-то! По отчеству, Ильиничной, повеличал... Низко кланяюсь, пишет дорогой мамаше и еще дорогим деткам...»

Война, смерть, тревога за любимого человека помирили Ильиничну с Аксиньей, и глазами Аксиньи мы видим горе безутешной матери, которая понимает, что больше не увидеть ей сына: «Ильинична стояла, придерживаясь руками за изгородь, смотрела в степь, туда, где, словно недоступная далекая звездочка, мерцал разложенный косарями костер. Аксинья ясно видела озаренные голубым лунным светом припухшее лицо Ильиничны, седую прядь волос, выбившуюся из под черной старушечьей шальки. Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом не громко, как будто он стоял тут же, возле нее, позвала: «Гришенька! Родненький мой! - Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - кровинушка моя...»

Если раньше Ильинична была сдержана в своих чувствах, то в конце романа все меняется, она словно вся состоит из материнской любви: «Удивительно, как коротка и бедна оказалась жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, в мыслях обращалась она к Григорию… И на смертном одре жила она Григорием, думала только о нем...».

Образ Ильиничны в романе - это чистый образ материнства, образ «донской мадонны». И материнская любовь, благодаря этому образу, оказывается особенно натурально глубоко связанной с метафизическими пределами человеческой жизни: рождением и смертью. Только мать каждой клеткой своего существа, каждой каплей крови не может принять гибели сына, исчезновения его с белого света, куда она родила его на жизнь и радость. Сколько материнских слез, тоски, причитаний разлито по «Тихому Дону»! И зарываются матери в оставшиеся от умерших сыновей рубахи, ища в их «складках запах сыновьего пота», хоть какой-то, но материальный след и остаток от самого проникновенно любимого ими человека.

Женские судьбы. В суровые времена главные испытания выпадают на долю мужчин: они в самом пекле войны, их сила и мудрость решают исход битв и судьбу человечества, от них ждут защиты и спасения. И во все времена рядом с ними остается женщина - хранительница очага и мирной жизни. Она отогревает грубеющее сердце, наполняет душу теплом и светом.

Роман Шолохова невозможно представить без женских образов, без буйного очарования Аксиньи и тихого увядания Натальи, без грубоватого жизнелюбия Дарьи и житейской мудрости Ильиничны.

Бесспорно, самая яркая из шолоховских героинь - Аксинья. Природа наделила ее манящей красотой, сильным и смелым характером. Ей никто не указ: ни вековые традиции, ни гнев мужа, ни увещевания Пантелея Прокофьевича, потому что в ее жизнь, как подарок за все унижения и муки, вошла большая любовь. На край света готова она идти с Григорием, не думая о том, что ждет их впереди. «Моя любовь к тебе верная. Пойду, ни на что не погляжу!» - говорит она своему возлюбленному. Любовь Аксиньи и Григория не была ровным и светлым чувством. Пережила Аксинья и горечь оставленной женщины, и ревность, и гнев Мелехова, и его попытки жить правильной, «законной» жизнью с Натальей. Но в самые тяжелые периоды своей жизни, после самых страшных поражений возвращался Григорий к Аксинье. И она принимала и любила его всякого: озлобленного, страшного, запутавшегося.

Наталья, в отличие от Аксиньи, возвращала Григория на грешную землю, заставляла думать о том, о чем думать не хотелось. Но именно Наталья связывала Григория с тем, к чему тянулась его душа: с домом, с хозяйством, с детьми, с крестьянской работой. И кто может дать ответ на вопрос: почему судьба так неласкова к Наталье? Красивая, добрая, работящая, преданная жена и заботливая мать, она не смогла удержать Григория, хоть и любила его больше жизни, и погибла из-за него.

Неразделенная любовь Натальи, ее трагичная судьба не могут не вызывать сочувствия. Но все же она счастливее Дарьи, жадной до мимолетных утех. «А мне вот ни одного дюже не довелось любить. Любила по-собачьему, кое-как, как приходилось», - роняет она в тоске перед смертью.

Есть в романе еще одна женская судьба - гордой и многострадальной казачьей матери Ильиничны, пережившей вражду собственных детей, оказавшихся по разные стороны в поисках правды и справедливости. Война и вражда забрала старшего сына, не дала повидаться перед смертью с младшим - Григорием, подкосила раньше срока и неуемного Пантелея Прокофьевича. Опустел мелеховский двор, умерла Ильинична. Но не иссякла жизнь в этом доме: лазоревым цветком распустилась красота дочери Дуняши, пришло время ее непростой любви к врагу семьи Мишке Кошевому, настал ее черед хранить затухающий очаг мелеховского дома.

Героини Шолохова во многом продолжают традиции русской литературы в изображении женских характеров. Но все же - это еще и особые, ни на кого не похожие характеры,женские судьбы. И в Аксинье, и в Наталье, и в Дарье живет свободный, гордый и непокорный нрав женщины-казачки. Их не обошли стороной всенародные беды, сердечные раны. Но каждая из них сама выбрала свою судьбу, каждая по-своему боролась за свое счастье.