Легче переносят болезни левша или правша. Чем левша отличается от правши: особенности, интересные факты, рекомендации

Как известно, существует такое понятие, как левша. Откуда оно пошло, кто такие левши, а кто такие, соответственно, правши и чем они отличаются - этим вопросам посвящена данная статья.

Ранее считалось, что асимметрия полушарий головного мозга проявлялась исключительно в доминировании правой или левой руки. И поэтому левшами называли тех людей, у которых ведущей оказывалась левая рука, а не правая, как у большинства людей. Но в последнее время выяснилось, что все не так просто: левши и правши различаются и по другим признакам. Доминирование распределяется по-разному и между парными органами человека - глазами, ногами, ушами. Иными словами, человек может считать себя праворуким, но при этом быть левоногим, левоглазым. В результате комбинации таких соотношений доминирования парных органов образуется профиль асимметрии.

Российские ученые Н.Брагина и Т.Доброхотов установили, что существуют четыре профиля асимметрии, из них полные правши составляли всего 40%, но не нашлось ни одного полного левши. Среди таких частичных левшей подавляющее их большинство имело только одно проявление левшества, с двумя признаками левшества людей в три раза меньше, а с тремя - совсем мало.

Правши и левши - доминирование рук и ног

Частота леворукости связана с другими характеристиками человека. Так, чаще всего леворукими бывают мужчины. Также чаще левшество встречается у транссексуалов и гомосексуалистов, чем у людей с обычной сексуальной ориентацией. В спорте левшей совсем нет среди штангистов и стрелков, а вот среди спортсменов игровых видов спорта их много, особенно среди борцов и каратэистов.

Левшество ног проявляется в более частом использовании левой ноги, в скорости, точности, длине шага левой ноги. Чтобы определить свою ведущую ногу, можно совершать простые движения: прыжки на одной ноге, вставание на колени и с колен, поочередные шаги вперед и назад. Ведущей будет нога, которая совершает эти движения первой. Кстати, почти всегда при закидывании ноги на ногу ведущая нога оказывается сверху.

Длина шага левой ноги у левоногих больше, засчет чего они больше отклоняются вправо при движении без ориентиров и совершают круг по часовой стрелке, в то время, как правши - против часовой стрелки. Именно с этой характеристикой связывают хождение заблудившегося в лесу или степи человека по кругу.

В старшем возрасте встречается чаще левоногость, а леворукость - наоборот, реже. Может быть, это обстоятельство связано с практикой переучивания в прошлом маленьких левшей.

Правши и левши - доминирование зрения и слуха

В зрении доминантность обычно устанавливается лабораторным способом, но можно определить и простыми способами. К примеру, мы прицеливаемся всегда ведущим глазом, в подзорную трубу или в калейдоскоп рассматриваем тоже ведущим глазом, а если попросить поморгать одним глазом, закрываем рукой неведущий глаз.

Слуховая асимметрия мжет проявляться в восприятии звуковой информации. Во время долгого телефонного разговора человек прикладывает телефонную трубку к доминирующему уху, особенно когда плохо слышно. Чтобы послушать, как тикают часы, правша будет , а левша - к левому. Доминирование левого уха встречается намного более часто, чем леворукость, часто сочетается с праворукостью и может являться единственным признаком левшества человека.

Различие левшей и правшей в эмоциональном плане

В познавательных способностях у правшей и левшей практически нет различий. А вот в стрессовых ситуациях левши совершают больше ошибок восприятия. Есть данные, что левши более эмоциональны, чем правши, а также левши обладают большими творческими способностями. Многие гении, исторические личности и люди искусства были левшами. Левшами были Микеланджело, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Юлий Цезарь, Наполеон, писатель Николай Лесков (написавший знаменитую повесть «Левша»), ученый Иван Павлов, музыкант Пол Маккартни.

С давних пор способность некоторых людей пользоваться левой рукой в тех ситуациях, где большинство использует правую, привлекала внимание и вызывала много споров. В темном средневековье левшей считали приспешниками нечистой силы и жгли на кострах. В XX веке, вплоть до 80-х годов, детей-левшей старались переучить и превратить в правшей. Во многих языках слово «правый» означает «правильный», а «левый» - «ложный», «фальшивый». Некоторые специалисты, интересовавшиеся проблемой леворукости, в том числе итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, пытались доказать, что левшество является отклонением, которое, в частности, свойственно умственно неполноценным преступникам. Такое негативное отношение не могло не вызывать протеста в обществе и попыток доказать, что быть левшой вовсе не плохо, а, даже наоборот, очень хорошо. В последнее время принято «доказывать» особую одаренность левшей, обнаруживая их среди известных личностей. Правды ради надо заметить, что поиском знаменитых людей-правшей почему-то никто не занимается. Вероятно, это никому не интересно.

А кто такие левши?

Во всем мире левшой называют человека, у которого левая рука более ловкая, чем правая (не более того). Таких людей в популяции около 10%. Среди людей можно встретить чистых левшей, чистых правшей и смешанные варианты. Смешанные левши/правши это либо амбидекстры, которые любые действия могут выполнять как правой, так и левой рукой с одинаковым эффектом, и «двурукие», которые одни действия (например, письмо, пользование ложкой и ножницами) выполняют правой рукой, а другие (например, забивание гвоздей, продевание нитки в игольное ушко) – левой.

В 70-80 годах прошлого века разразился целый научный «бум», преследующий цель выяснить, чем левши отличаются от правшей. Часть исследователей находила левшей более креативными, творческими, музыкально и математически одаренными. Другая часть утверждала, что среди левшей высок процент лиц с отклонениями психического развития (задержка умственного развития и трудности обучения) и нервно-психическими заболеваниями, такими как шизофрения и эпилепсия. Также были попытки утверждать, что мозг левшей отличается от мозга правшей тем, что у левшей доминантным, более активным является правое полушарие (в некоторых версиях – оба полушария и они теснее друг с другом связаны). Отличиями в деятельности мозга и пытались объяснить большую одаренность, интеллектуальность и креативность левшей.

Современные исследования, имея существенно большую материальную оснащенность и возможность изучения огромных масс людей (в том числе, с помощью социальных сетей), к сожалению, не подтверждают более ранних выводов. Ни по поведению, ни по умственным способностям, ни по частоте встречаемости разных болезней и отклонений левши не отличаются от правшей. Единственным преимуществом левшей оказывается преимущество в некоторых видах спорта, таких как бокс, теннис, да и то по причине вполне банальной – спортсменов тренируют сражаться с противником-правшой, просто потому, что правшей намного больше.

Интересно, что некоторые отличия ученым удалось обнаружить при сравнении чистых левшей и правшей со смешанными вариантами. Оказывается, чистые левши и правши более авторитарны и эгоцентричны, а «смешанные» больше склонны к магическому мышлению (верят в мифы, приметы, гороскопы, колдунов и прочее) и более креативны.

Мозг левшей мало отличается от мозга правшей и по своему строению и по функции. Это выясняется благодаря современным методам исследования, таким как функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая изучать работу мозга в процессе решения разных задач. Контроль ведущей руки у большинства левшей осуществляется действительно правым полушарием (а у правшей – левым), однако эта истина не абсолютна. Так, например, при некоторых патологических состояниях (в частности, после инсульта в двигательную зону коры), контроль за движениями руки может перейти к противоположному полушарию. «Речевым» у большинства (60%) левшей, также как и у правшей, является левое полушарие, и только у 10% - правое. Еще труднее говорить о мозговой организации у левшей других функций, таких как восприятие, память и т.д. Поэтому по ведущей руке (а также по ведущему глазу и уху) нельзя судить о том, как функционально организован мозг человека. Миф о так называемом «скрытом левшестве», которое некоторые психологи находят у ряда детей, всего лишь миф. С его помощью пытаются объяснить особенности развития ребенка и часто, в результате, оставляют без внимания реальные проблемы и реальные способы их решения.

Откуда берется леворукость?

Многие исследователи ищут объяснение в наследственности. Показано, что если родители ребенка левши, то вероятность, что он также будет левшой выше (21,4-27%), чем в тех случаях, когда оба родителя правши (8,5-10,4%). Однако стопроцентной вероятности нет ни там, ни там. У матерей-левшей дети-левши рождаются чаще, чем у отцов-левшей, а среди мальчиков левшей несколько больше, чем среди девочек. Один из самых существенных доводов в пользу генетического происхождения левшества – очень раннее проявление ведущей руки. Уже 10-недельные плоды сосут преимущественно правый или левый палец, и после рождения зачастую выбранная рука оказывается ведущей. Однако есть и контраргументы. Один из них (и очень веский) – частая встречаемость (18%) среди однояйцовых близнецов отличий по ведущей руке (один - правша, а другой – левша).

Определенную роль играет и культурологический аспект. Переучивание приводит к тому, что доля чистых левшей в обществе сокращается.

Также продолжают говорить о патологическом аспекте левшества. Оказывается, оно может развиться вследствие влияния на организм ребенка неблагоприятных факторов. К таким факторам, в частности, относится неблагоприятное состояние ребенка сразу после родов (низкий балл по шкале Апгар) и курение матери во время беременности. И то и другое связано с повышенной частотой повреждений мозга у новорожденного.

Как определить, левша ребенок или правша?

Существует масса методов, с помощью которых определяется склонность ребенка быть правшой или левшой. Особой популярностью пользуются так называемые «деятельностные» анкеты. Ребенку предлагается выполнить ряд действий: порисовать, разрезать ножницами бумагу, просунуть шнурок в отверстие, кинуть мячик, показать, как он ложкой ест суп, как он причесывается, чистит зубы. О результате судят по преимущественному использованию в бытовых действиях правой или левой руки. Еще один метод – оценка ловкости руки. С этой целью можно взять, например, узкий пенал в виде открытой коробочки и десяток карандашей. Сначала пенал кладут справа от центра, а карандаши слева на столе перед ребенком и просят ребенка как можно быстрее переложить карандаши в пенал по одному. Затем пенал кладут слева, а карандаши справа и просят сделать то же самое левой рукой. Сравнивают скорость и точность движений рук ребенка.

С помощью этих несложных приемов можно предположить, какой рукой лучше ребенка учить писать, если он никак не может определиться самостоятельно.

Если у родителей есть сомнения по поводу того, какого происхождения у ребенка леворукость, не связана ли она с изменениями в работе головного мозга, особенно если у него отмечаются проблемы с обучением или отклонения в поведении, лучше всего обратиться за консультацией к специалисту-нейропсихологу.

Бывает, к сожалению и так - для того чтобы отучить ребенка писать левой рукой, ему привязывают «непослушную конечность» к стулу. Также в родительском арсенале окрики, подзатыльники, наказания за использование «неправильной» руки. Все эти карательные меры оправдываются двумя фразами: «А что делать, если по-другому не понимает?» и "Мы же для него стараемся"… Неужели это, действительно, так важно - быть правшой?

Насильно мил не будешь? Левша или правша?

Можно потратить немало усилий и в итоге переучить ребенка из левши в правшу. Однако лишь немногие дети переносят этот урок безболезненно. Остальные получают различные нарушения. Перво-наперво страдает эмоциональная сфера. Переученные в правшей дети становятся раздражительными, вспыльчивыми, капризными, плаксивыми, плохо спят и теряют аппетит. Проявляются и неврологические отклонения - это могут быть заикание, ночное , кожные болезни, различные неврозы. Трудности возникают и в осваивании письма - левши пишут правой рукой гораздо медленнее своих сверстников, с видимыми физическими усилиями, отчего часто жалуются на усталость в руке, и повышенную утомляемость. Кроме того, при письме им приходится проговаривать по несколько раз слова, которые они пишут. А в начальной школе за "чистописание" хорошие оценки они вряд ли будут получать. Также учеными доказано, что переученные левши правой рукой пишут, допуская много ошибок. А если им дать возможность вернуться к "ведущей" руке, то через некоторое время количество ошибок резко сокращается!

Со временем, конечно, переучивание берет свое, неврологические расстройства у ребенка сглаживаются, но не проходят до конца. А самая большая опасность заключается в том, что если вдруг возникнет стрессовая ситуация, переученный в правшу левша «на автомате» будет действовать, отдавая предпочтение левой руке, но она может быть уже не достаточно натренирована…Поэтому стоит задуматься лишний раз, левша или правша ваш ребенок по сути, прежде чем переучивать.

Бороться или не бороться?

Открытая борьба с леворукостью может привести к плачевным для здоровья ребенка результатам. Но это не значит, что все попытки развивать правую руку нужно оставить. Все-таки наш мир приспособлен под праворуких людей, поэтому нередки случаи, когда леворуким приходится отказываться от престижной работы из-за неумения справиться с техникой, станками, специальным оборудованием. Другое дело, что насильно переучивать ребенка не нужно. И если он проявляет открытые негативные эмоции к любым формам переучивания, не стоит настаивать. Измените свою задачу - с "переучить ребенка на праворукого" на "максимально развить у ребенка силу второй руки".

Тем более что сегодня мы все потихоньку становимся «равнорукими», так как при использовании компьютера задействованы обе руки. И глупо спрашивать - какие буквы у тебя легче печатаются: «р-н-о-л-ш-д», расположенные в компетенции правой руки, или «ы-у-ы-м-ч-ц-и», за которые «отвечает» левая.

Сила или слабость второй руки?

Знаете ли вы, что в психологической практике неактивная рука используется как инструмент мощной разрядки и решения многих личностных проблем? Так, правшам предлагают в любой ситуации, когда они начинают нервничать, писать свои мысли левой рукой, а потом выкидывать листок, что должно помочь снять внутреннее напряжение. Широко используются и рисунки, сделанные другой рукой. Использовать этот психологический прием можно и при воспитании леворукого ребенка.

Делать вместе

Обучая ребенка иностранному языку, родители и ребенок нередко договариваются: «Завтра говорим только на английском» (например). То же самое можно ввести в практику и относительно правой-левой руки: «Сегодня вместе все делаем левой рукой, завтра - правой» и т. д. Также полезно, занимаясь с ребенком, устраивать различные соревнования: к примеру, предложите ребенку-левше что-нибудь нарисовать правой рукой, а сами выполняйте то же самое задание левой рукой, чтобы быть на равных, а потом сравните результаты. Это особенно важно для того, чтобы не испугать ребенка тем, что у него что-то не получается делать правой рукой. Пусть он видит - у вас может тоже что-то неловко выходить левой! К конкурсам «другой» руки можно отнести и задания - «кто быстрее съест суп другой рукой, быстрее наберет номер другой рукой, вымоет посуду другой рукой» и т. д. Такие едва заметные, но ежедневные тренировки сослужат хорошую службу. Во-первых, снимут психологический барьер, во-вторых, дадут начало развитию силы второй руки. Ведь у мудрых родителей, без насилия решающих вопрос о леворукости ребенка, дети вырастают всесторонне развитыми личностями, способными использовать и правую, и левую руку. Да, отдавать предпочтение они будут левой руке, но при необходимости воспользуются и правой, да так, как не сможет воспользоваться левой рукой ни один правша.

Консультация нужна

У многих детей до 3-5 лет бывают длительные периоды, когда они используют обе руки для игры, рисования, не отдавая ни одной из них предпочтения. В таком случае ребенку ненавязчиво нужно предлагать чаще пользоваться правой рукой. Если же леворукость явная, обязательно нужно проконсультироваться с детским невропатологом, чтобы врач мог исключить вероятность расстройства центральной нервной системы (при котором леворукость может быть одним из ведущих симптомов). Убедившись, что с ребенком все в порядке, решение о дальнейшем поведении в вопросе левша или правша остается за родителями: можно запастись терпением, а можно…веревками.

Все человечество можно разделить на множество групп, используя разные критерии: нацию, религию, цвет кожи, половые признаки, на любителей чая или кофе и так далее. Еще одно существенное различие, которое поделило всю человеческую расу на два лагеря - это доминантная деятельность правой или левой руки. Чем левша отличается от правши? Попробуем разобраться.

Знаменитые левши

Левшами были такие выдающиеся личности, как Юлий Цезарь, А. Македонский, У. Черчилль, оба Буша, Б. Обама, Л. да Винчи, А. Эйнштейн, Н. Тесла, И. Ньютон, П. Пикассо, многие актеры кино.

Несколько фактов про левшей из истории

Попросту говоря, одни люди являются левшами, другие - правшами. Чем левша отличается от правши - это очевидно, исходя из самих терминов. Однако, помимо наглядных отличий, существуют еще и те, которые не видно невооруженным взглядом. Например, у левшей более развито мозга, отвечающее за и память.

И действительно, многие творческие люди "леворукие". В давние времена сильно обращали внимание на то, чем левша отличается от правши.

Кстати говоря, на протяжении веков одни народы уважали таких людей, другие, наоборот, всячески их дискредитировали. Так, в Древней Греции они были в почете, так как им приписывали ни больше ни меньше - родство с богами, и считалось, что такие люди приносят удачу. Подобные верования преобладали в Индии и Китае.

Средневековая Европа не отличалась особой толерантностью, поэтому здесь левшей подозревали в сговоре с дьяволом, обвиняли во всех смертных грехах и подвергали страшным пыткам. Те, кто выжил, развили у себя поразительную ловкость и приспосабливаемость, качества, кторые начали передаваться по наследству и сделали левшей лишь сильнее.

Судьба левшей в 20 столетии

В начале и середине 20 столетия отказались от столь радикальных методов и с малых лет ребенка просто переучивали, то есть вырабатывали привычку больше задействовать правую руку. Подобный пример хорошо описан в романе ""Поющие в терновнике"", где главная героиня, маленькая Мэгги, подвергалась подобной практике.

Этому было вполне разумное объяснение. Практически вся сельскохозяйственная и военная техника собиралась под правшей. Левшам просто тяжело было бы приспосабливаться к ним в более позднем возрасте.

Позже психологами было доказано, что навязывание левшам противоречащих их природе навыков негативно сказывается на психологическом и физическом самочувствии. По мнению других авторитетных исследователей, в процессе подавления своей естественной природы они теряют и свои уникальные способности.

Различия между левшами и правшами

Чем отличаются левши от правшей - становится видно с раннего возраста. Больше половины левшей обладают более быстрыми темпами развития, по сравнению со своими праворукими одногодками. Процент людей с задатками гениальности среди левшей значительно выше.

Давно доказано, что это качество передается по наследству, начиная со второго и далее поколений. У одних и тех же родителей дети могут быть разными.

Левша и правша: отличия

Интересный факт, основанный на исследовании: на тысячу правшей рождается один левша. Есть и другие любопытные наблюдения:

  • Не все открыто признаются, но анонимный опрос выяснил, что у почти 68 процентов правшей среди 1000 опрошенных левши не вызывают доверия, и у них нет желания заводить с ними более близкие отношения.
  • В бывшие времена на территории некоторых стран левши предпочитали заключать брачные союзы с себе подобными, чтобы их потомки также обладали данной особенностью. Это было связано со сказочной теорией, которая гласила, что леворукость означает наличие у человека божественных генов.
  • Левши быстро осваивают и адаптируют под себя все необходимые им технические приспособления.

Несколько фактов о левшах

Можно выделить несколько пунктов о том, чем отличается левша от правши, в чем разница между ними:

  1. У левшей более развито правое У правшей, соответственно, наоборот. В первом случае это креативность, эмоциональность, впечатлительность, резкая смена настроения, развитая интуиция; во втором - логическое мышление, способности к математике и другим точным наукам. Оба полушария осуществляют контроль за движениями тела, но делают это перекрестно.
  2. Многие спортсмены являются левшами. Это касается различных единоборств, бокса, фехтования, где они отрабатывают удобную им и проблематичную для соперника тактику.
  3. Каждый пятый выдающийся человек - левша. Проводили исследование: "левым" и "правым" предлагали решить одну и ту же задачу. Левши справлялись быстрее и почти всегда находили больше вариантов решения.
  4. В сложных обстоятельствах правши действуют более оперативно, однако левши находят оригинальные выходы из положения.
  5. Переученные леворукие люди при возврате к своим природным данным могут вернуть и свой ""божественный дар"".
  6. Есть и обратная сторона. Многие психически больные, известные серийные убийцы, маньяки и насильники являлись левшами либо проявляли скрытую "леворукость".

Тесты: как определить левшу в ребенке

Существует несколько способов определить принадлежность новорожденного к той или иной группе. Если в течение первых недель жизни младенец, лежа на спине, поднимает левую руку вверх, плотно прижав правую к себе - он левша. В первые три дня после рождения ребенок преимущественно наклоняет голову вправо - он правша, влево - левша.

Для более старших детей достаточно понаблюдать за их повседневными действиями: какой рукой держит расческу, столовые приборы, какую руку протягивает, чтобы что- то взять. Вывод сделать очень легко.

Дети-левши

Стоит упомянуть, что существует еще третий вид людей, который называется амбидекстры. Это люди, в равной степени владеющие как правой, так и левой рукой. Это очень редкое явление, которым владеют менее 1 процента человечества.

Вот чем отличается левша от правши в юном возрасте, так это упрямством и хорошо развитой мелкой моторикой. Не удивляйтесь, если ребенок-левша в трехлетнем возрасте рисует лучше, чем это делали вы в старших классах, поет мелодичнее, чем соловей, и проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах.

Доверчивость, можно даже сказать наивность, - вот чем отличаются левши от правшей. Бывает, что такие дети позже начинают разговаривать и имеют затруднения в произношении определенных звуков.

Психологи утверждают, что для формирования полноценного и здорового развития у детей-левшей необходимо создать для них обстановку любви и понимания. Не указывать на неаккуратность, что поначалу у них проявляется, а также не сравнивать с другими детьми. Ребенок не должен чувствовать себя изгоем из-за своей врожденной особенности. Задача родителей - привить таким детям самоуважение и помогать осваивать окружающие вещи в их собственном ритме.

Способность стойко выносить трудности - вот чем левша отличается от правши. Возможно, эта черта характера была унаследована ими от предков, подвергавшихся различного рода дискриминациям.

Последствия неправильного обучения левшей

Конечно же, не все так просто и очевидно. Не надо сразу вешать ярлыки на людей исходя из того, какая у них рука ведущая. Практически все специалисты в области образования и развития личности в один голос заявляют о вреде переучивания левшей. Ведь в дальнейшем это может привести к нарушению режима сна и бодрствования, вызвать расстройства пищеварения, частые мигрени, болевые ощущения в правой руке и много других отступлений от нормы.

Чем отличаются левши от правшей? Список этот большой. Но не следует забывать, что способность писать той или иной рукой - далеко не самое главное качество человека.

Отличие левшей от правшей довольно многогранно, но в целом их поведение может нести в себе много общего.

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:

Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.

У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.

Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой.

Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но психологи подчеркивают, что леворукость - это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

Причины различий

Почему человек становится левшой или правшой? В нашем организме обычно доминирует одно из полушарий мозга.

Если левое (оно отвечает за правую часть тела), то такой человек - правша, а если доминирует правая часть мозга, которая отвечает за левую сторону тела, человек становится левшой.

Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («сто-процентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, но ведущая рука - правая).

Каждое из полушарий мозга отвечает за конкретные способности человека.

Отчего он такой

Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Но таким детям придется очень сложно. Ведь им будет одинаково трудно владеть и правой и левой рукой. Могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. На помощь придут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие - леворукость входит в привычку.

Почему нельзя переучивать

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Мы можем заставить ребенка писать и есть правой рукой, но не в наших силах изменить ведущее полушарие мозга.

С какими проблемами можно столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может получить самые разнообразные признаки невроза. Это может быть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ваш ребенок будет плохо учиться в школе и как следствие - в институте, у него будут проблемы на работе.

Ищем подтверждение

Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой - можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые.

Устройте малышу небольшой тест.

Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы.

Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Помогаем развиваться

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. В игровой форме это делать сподручнее. Предложите малышу ладошку плотно прижать к столу и по очереди отрывать от поверхности каждый пальчик - пусть пальчики поочередно посмотрят вверх и лягут обратно. Да и любое другое упражнение для развития моторики ребенка, несомненно, пойдет на пользу.

Чтобы изучение алфавита давалось легче, стоит опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на вкусный крендель или очки, а «Х» - это шагающий человечек, «Ч» - перевернутый стул. Пусть ребенок сам придумает и другие ассоциации. И так с каждой буквой. Получится забавная и полезная игра. Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. В таких случаях помогут специальные упражнения. Выберите буквы, которые ваш малыш «зеркалит», и сами напишите их в ряд, причем несколько букв в этом ряду пусть будут написаны в неправильную сторону, так, как пишет их обычно ребенок. Пусть он самостоятельно найдет «зеркальные» буквы.

Почерк у детей-левшей имеет наклон влево либо может не иметь его совсем.

Наша справка
>> До недавнего времени леворукость считалась патологией. Потом опыт показал, что переучивание леворуких детей приводит к существенному ухудшению их психического и физического здоровья. В 1985 г. Министерством здравоохранения, а в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в Советском Союзе.

>> Международная конфедерация левшей в 1984 г. в знак протеста против переучивания леворуких людей под правосторонний мир провозгласила 13 августа Международным днем левшей. Всевозможные общественные организации левшей мира в этот день устраивают различные акции и праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой.

Важно помнить, что при занятиях, связанных с письмом, у правшей свет должен падать слева, а у левшей - справа.

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки малыша должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,52 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди.