Что такое апартеид (9 фото). Что такое апартеид в истории? Режим апартеида в юар кратко

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ. ) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы » · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские расовые законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ. ) · Конвенция МОТ № 100 (англ. ) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ. )

Апартеи́д , апа́ртхейд (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) - официальная политика расовой сегрегации , проводившаяся правившей в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года - Южно-Африканский Союз , ЮАС) с по 1994 год Национальной партией .

Сущность

Апартеид в ЮАР предписывал народам банту проживать в специальных резервациях (бантустанах) на небольшой (около 12% площади ЮАР) территории. Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению или при наличии рабочего места (местное население было занято на непрестижных и низкооплачиваемых работах преимущественно в сфере обслуживания). В ходе внедрения системы апартеида чернокожие жители ЮАР были лишены почти всех гражданских прав. Утверждалось, что услуги наподобие образования и здравоохранения были «раздельными, но равными», однако качество тех услуг, что предоставлялись небелым, было обычно намного ниже.

Лишение небелого населения политических прав было обычной практикой в европейских колониях , однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение. Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК). Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира . Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21% в 1940 году до 11% в 1990 году , а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка .

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида. Были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Оформление системы апартхейда проходило в условиях подъема антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки, что не могло не сказаться на общем характере политики правительства Национальной партии. Апартхейд должен был помочь белым сохранить свое господство через ограничение территории проживания чернокожих африканцев особыми территориями, хоумлендами, ставшими впоследствии известными как бантустаны . В них под контролем собственных властей, состоявших из представителей местной африканской политической элиты, должна была сосредоточиться основная часть чернокожего населения, а на территориях, зарезервированных за белыми, оставались лишь те, чей труд был необходим для работы промышленных предприятий и обслуживания белых. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи , общественный транспорт , больницы , школы и университеты . Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь чернокожие африканцы должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона чернокожим африканцам было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Йоханнес Стрейдом, ставший премьер-министром после Малана, лишил чернокожих африканцев тех немногих прав на голосование, которые они имели. Предыдущее правительство в 1951 году приняло Закон о раздельном представительстве избирателей, однако его конституционность была оспорена в суде группой из четырёх избирателей при поддержке Объединённой партии. Верховный суд Капской провинции отказал им, но Апелляционный суд принял их протест и признал закон не имеющим силы, поскольку для изменения конституции требовались голоса двух третей депутатов обеих палат парламента. Тогда правительство приняло Закон о парламентском верховном суде, дав парламенту право отменять судебные решения. Это было признано незаконным и Апелляционным судом, и судом Капской провинции. В 1955 году правительство Стрейдома увеличило число судей в Апелляционном суде с пяти до одиннадцати, назначив на новые места судей, симпатизировавших политике апартеида. В том же году появился Закон о Сенате, увеличивавший число депутатов с 49 до 89, причём в результате перераспределения у НП оказалось 79 мест. Наконец на совместном заседании обеих палат Закон о раздельном представительстве избирателей был принят, в результате чего в Капской провинции был сформирован отдельный список цветных избирателей.

Главными «законами апартеида» были следующие:

  • Поправка к Закону о запрете смешанных браков (1949)
  • Поправка к Закону о безнравственности (1950)
    • Этот закон сделал уголовным преступлением сексуальные контакты белого и человека другой расы.
  • Закон о регистрации населения (1950)
    • Согласно этому закону, каждый гражданин должен был быть зарегистрирован как белый, цветной или банту (правительство Национальной партии исключило из официальных документов употребление слово «туземец», обычно использовавшееся до этого для обозначения представителей коренного населения, и заменило его словом «банту »).
  • Акт о групповых областях (27 апреля )
    • По этому закону страна была разделена на несколько областей, каждая из которых была отдана определённой расовой группе. Он стал основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения.
  • Закон о самоуправлении банту (1951)
    • Этот закон создал для чернокожих африканцев отдельные «правительственные» структуры.
  • Закон о борьбе с незаконным занятием помещений (1951)
    • Этот закон позволял властям сносить трущобы, где жили чернокожие африканцы.
  • Закон о туземных строительных рабочих, введении налога на туземные услуги (1951)
    • Этот закон обязывал белых нанимателей оплачивать строительство жилья для чернокожих рабочих, признанных законными жителями городов.
  • Закон об обеспечении раздельных услуг (1953)
    • Этот закон запрещал людям разных рас пользоваться одними и теми же общественными заведениями (комнатами отдыха и пр.)
  • Закон об образовании банту (1953)
    • Этот закон полностью передал контроль над школьным образованием среди чернокожих африканцев, прекратив существование миссионерских школ.
  • Закон о городских областях банту (1954)
    • Этот закон ограничил миграцию чернокожих африканцев в города.
  • Закон о шахтах и работе (1956)
    • Этот закон делал официальными расовую дискриминацию при приёме на работу.
  • Закон об улучшении самоуправления чернокожих африканцев (1958)
    • Этот закон ввёл отдельные территориальные правительства в бантустанах - специальных областях, где у чернокожих африканцев было право голоса. Предполагалось, что они в конце концов станут независимы, однако на практике ЮАР оказывала на них решающее влияние, даже после предоставления некоторым из них формальной независимости.
  • Закон об инвестиционных корпорациях банту (1959)
    • Этот закон создал механизм перевода капитала в бантустаны, что позволило бы создавать там рабочие места.
  • Закон о расширении университетского образования (1959)
    • Этот закон ввёл отдельные университеты для чернокожих, цветных и индийцев.
  • Закон о физическом планировании и использовании ресурсов (1967)
    • Этот закон позволил правительству остановить строительство промышленных предприятий в «белых» районах и перевести их в приграничные районы бантустанов. Тем самым могла ускориться миграция чернокожих африканцев в бантустаны, где им было легче найти работу.
  • Закон о гражданстве бантустанов (1970)
    • Этот закон поменял статус обитателей бантустанов: они потеряли гражданство ЮАР. Тем самым предполагалось сделать белых большинством в «белой» части страны.
  • Указ о преподавании на африкаанс (1974)
    • Согласно этому закону, вне бантустанов преподавание должно было вестись наполовину на английском , наполовину на африкаанс .

В то время как другие страны (например, США) отменяли дискриминационные законы, в ЮАР, напротив, вводились всё новые акты, регулирующие расовые отношения. Отчасти поддержка апартеида белыми южноафриканцами была связана с демографией : они стремились сохранить власть в стране, численность белого населения в которой в связи с естественной убылью сокращалась, в то время как прирост чернокожих в XX веке был значителен.

Система апартеида

Повседневная жизнь

Система апартеида была установлена законом: все перечисленные ниже ограничения были закреплены законодательно. К примеру, Закон об обеспечении раздельных услуг прямо разрешал властям предоставлять разным расам услуги разного качества.

В негритянских районах зачастую не было ни водопровода , ни электричества .

Сегрегация распространялась также на пешеходные мосты, кинотеатры под открытым небом, кладбища, парки, пешеходные переходы, общественные туалеты и такси.

Большинство чернокожих африканцев лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границу; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно. Обладание им считалось привилегией, а не правом, и правительство не считало нужным выдавать чернокожим африканцам много паспортов.

Насильственное выселение

Борьба против апартеида

Приход к власти Национальной партии в 1948 году и провозглашение апартеида официальной политикой нового правительства и усиление репрессий относительно небелого населения заставило активизировать свою деятельность Африканский национальный конгресс (АНК), придерживавшийся до того достаточно умеренной тактики. К руководству в организации стали приходить более радикальные лидеры, вышедшие из Молодежной лиги АНК. В 1949 году АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В июне 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея Южно-африканского союза (ЮАС) как демократического государства, не знающего расовой дискриминации.

Спортивные соревнования

В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр , организованный африканскими странами в 1976 году . Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.

Конец эпохи апартеида (1989-1994 годы)

Начались массовые вооруженные столкновения сторонников АНК и ПСИ.

В то же время активизировали боевые действия и члены Панафриканского конгресса. Они периодически нападали на полицейских и белых фермеров. На митинге 27 марта 1993 года глава ПАК Кларенс Маквету в открытую взял ответственность на свою организацию за убитых незадолго до этого белую женщину и двух её детей, и провозгласил: «Один фермер - одна пуля! Мы собираемся убивать всех белых - и детей, и стариков. Это будет год террора!»

Белое население между тем активно вооружалось. В 1990-1992 годах в день выдавалось более 500 лицензий на ношение огнестрельного оружия . Был создан Африканерский народный блок (АНФ), в который вошли более 20 организаций белых. Председателем его совета стал Ф. Харценберг, а директорат возглавил герой войны в Анголе , бывший командующий Силами обороны Южной Африки генерал Констанд Фильюн (Constand Viljoen ) . Главными целями АНФ было создание Бурской народной армии (из числа резервистов) и достижение самоопределения для африканеров.

Страна оказалась на пороге полномасштабной гражданской войны .

В сложившейся ситуации, учитывая сильное международное давление, Фредерику де Клерку фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение всеобщих демократических выборов.

Выборы состоялись 26-29 апреля 1994 года . Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей - 63%, Национальная партия набрала 21% голосов.

Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился.

После апартеида

После отмены апартеида коренное население получило реальный доступ к образованию, к государственным должностям и к занятию бизнесом. Были отменены международные санкции против ЮАР, что вызвало приток иностранных инвестиций. Основой конкурентоспособности ЮАР является уникальное сочетание высокопрофессионального белого менеджмента и дешевой чёрной рабочей силы. Тем не менее, в 2000-2007 годах уровень безработицы в ЮАР составлял 25-30 % .

После отмены апартеида в стране резко увеличилась преступность, в частности количество убийств. Резко выросло как число чернокожих, так и число белых, ставших жертвами убийств .

«Политику раздельного проживания белых и цветных отменили десять лет назад. И сейчас даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, нет ни одного дома, офиса или магазина, который не был бы обнесён высоким забором. В Йоханнесбурге вероятность погибнуть от пули или от ножа чернокожих бандитов в восемь раз выше, чем в Детройте , который слывёт самым опасным городом Северной Америки. Грабители останавливают и угоняют автомобили, совершают налёты на жилые дома и офисы. Людей, как правило, убивают - чтобы не успели вызвать полицию, пока награбленное не будет доставлено в так называемые „чёрные города“, куда полиция не суётся. Белые покидают ЮАР: популяция африканеров снизилась с 13 до 10 %. А вы хотели бы жить в стране, 40 % населения которой неграмотны, а 25 % заражены вирусом СПИДа? Мы проезжали окраины „чёрных городов“. Нагромождения ржавых жестяных коробок, развешанное бельё. На земле на корточках сидят люди - то ли пьяные, то ли наркоманы. А все мало-мальски приличные дома окружены высокими заборами и опутаны колючей проволокой. Как во время войны…»

Тем не менее, число убийств на 100 000 населения все же снизилось с 66,9 в 1994-95 годах до 39,5 в 2005-06 годах .

Правительство АНК осуществляло программы, при которых при устройстве на работу предпочтение отдаётся людям с чёрным цветом кожи. Но компетентных специалистов среди чернокожих пока мало. При этом многие высокообразованные белые специалисты эмигрировали из страны, прежде всего из-за всплеска преступности. С 1995 по 2008 г. из ЮАР уехало около 800 тыс. белых из живших в ней на момент отмены апартеида четырёх с лишним миллионов .

Очень серьёзной проблемой для современной ЮАР является ВИЧ . В 2007 г. на эту страну приходилось наибольшее число носителей ВИЧ в мире, от СПИДа умерло около 350 000 человек .

См. также

  • Район №9
  • Обвинения Бразилии в апартеиде (англ.)
  • Обвинения Кубы в апартеиде (англ.)

С правлением Национальной партии связаны ужасные годы апартеида в ЮАР. Все население страны поделили на белых, у которых было больше всего прав, черных, цветных и индийцев. Вскоре после этого все стало раздельным, включая различные общественные места. Прекратился апартеид лишь в 1994 году, когда в стране произошла смена власти.

С 1950 года в ЮАС принимались законы, которые сегодня, скорее всего, назвали бы бесчеловечными. Так, например, с 1950 года начал работать один из основных законов режима апартеида — закон о запрете смешанных браков. В то же время, надо сказать, смешанные браки тогда не одобряли практически во всём мире. Более того, этот закон, если разобраться, ущемлял не только права темнокожих, но и права белого населения, поскольку на них этот запрет распространялся точно так же. В продолжение этого закона была также принята поправка, согласно которой внебрачный секс между белыми и представителями других рас считался уголовным преступлением.

Протестует! 1952 год. (Pinterest)


Знаки Веллингтонской ж/д станции по расовой сегментации. 1955 год. (Pinterest)



Белые дети в пруду только для белых детей, 1956 год. (Pinterest)


В том же 1950 году был издан так называемый «Акт о групповых областях», в рамках которого расовые группы разделили географически — путём создания специальных «хоумлендов» для чернокожих африканцев. Таким образом, внутри ЮАС были созданы специальные резервации для темнокожих, которые находились под управлением местной африканской политической элиты. При этом для африканцев, проживающих в «хоумлендах», был введён особый паспортный режим: не могли попасть на территорию «для белых людей», которая, кстати, занимала большую часть страны. При этом даже те немногие африканцы, имевшие возможность покидать «хоумтаун», выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Пойманный без особого разрешения африканец на территории «для белых» должен был быть арестован, а его дело передавалось в суд.


Территория белых недалеко от Кейптауна, 1976 год. (Pinterest)



Все надписи на английском и африкаанс, 1957 год. (Pinterest)



В Альберт-парке. Друбан, 1960 год. (Pinterest)



Стоянка такси для белых людей. 1967 год. (Pinterest)



Парк для белых женщин с младенцами, 1971 год. (Pinterest)


В то же время на законодательном уровне было закреплено ущемление прав темнокожего населения в повседневной жизни: так, например, в автобусах практически все сидячие места были предназначены для белых, существовали отдельные больницы хорошего качества для белого населения, тогда как темнокожие часто вовсе не получали необходимой медицинской помощи, на образование же одного африканца правительство тратило в десять раз меньше, нежели на образование европейца. Расовая сегрегация коснулась даже пляжей: самые лучшие европейцы зарезервировали для себя. Также африканцы практически не имели возможности посещать кинотеатры, гостиницы, театры и рестораны. Не только потому, что у них просто не хватило бы на это денег, но ещё и потому, что вход в эти заведения им был попросту запрещён.


Паспорт чернокожего времён апартеида. (Pinterest)


Белым в этот вагон хода нет. 1978 год. (Pinterest)


Туалет для черных, цветных и азиатских женщин. 1986 год. (Pinterest)



1986 год. (Pinterest)


Очевидно, что такое положение дел не устраивало темнокожее население.

Начало борьбы против апартеида

Поначалу сопротивление силовым структурам режима оказывали гангстерские группировки африканской молодежи, которые иногда даже совершали вооруженные набеги на белые поселения. В 1960 году полиция расстреляла мирных темнокожих демонстрантов в посёлке Шарпевиль: тогда погибло 69 человек. После этого инцидента лидеры движения против апартеида создали боевую организацию «Копьё нации».

Южно‑Африканский Союз (ЮАС) был образован в 1910 г. как доминион Великобритании. У страны были большие перспективы экономического развития в связи с выгодным географическим положением и наличием запасов полезных ископаемых (в первую очередь алмазов и золота). Однако политическое развитие страны пошло совершенно особым путем.

Усиление в английских владениях после Второй мировой войны национально‑освободительного движения, страх перед перспективой утратить господствующее либо просто стабильное положение подтолкнули белую часть населения ЮАС к поддержке созданного правительствами Национальной партии (правившей с 1948 по 1994 г.) режима апартеида (в переводе с языка африкаанс – «раздельное проживание»), который надолго сделал страну международным изгоем.

Апартеид был введен в 1948 г. с целью недопущения влияния черного большинства населения на власть в государстве в любых формах. Практиковалась расовая сегрегация и дискриминация по расовому признаку. Серия законов, принятых в 1940– 1950‑е годы – «О запрещении смешанных браков», «О регистрации населения», «О расселении по расовым группам», «О труде банту», «Об образовании банту», «Об общественной безопасности», – практически лишила коренных африканцев всех социально‑экономических и политических прав. Закон «О примирении в промышленности» закрепил за белыми преимущественное право на квалифицированную работу и запретил создание смешанных профсоюзов. Закон «О борьбе с безнравственностью» запретил внебрачные межрасовые связи.

Все население страны было разделено на белых и цветных. Каждая из категорий должна была проживать на своей территории. Большое количество негров жили в «тауншипах» (гетто на городских окраинах) и в резерватах – бантустанах, охватывавших 12 % территории страны. В 1970‑е годы бантустаны были объявлены независимыми государствами, населенными черными гражданами ЮАР. Однако независимость этих образований на самом деле была полной фикцией. Выбирать органы власти могли только белые. Любые попытки сопротивления жестоко подавлялись. Нарушение законов апартеида каралось в уголовном порядке.

Борьбу против апартеида возглавил образованный еще в 1912 г. Африканский национальный конгресс (АНК). В 1961 г. АНК создал военную организацию «Умконто ве сизве» («копье нации»). Однако она была разгромлена, ее руководитель Нельсон Манд ела в 1962 г. был приговорен к пожизненному заключению.

Политика правительства ЮАР осуждалась фактически всеми странами земного шара, в том числе Великобританией. В результате в 1961 г. ЮАС вышел из Британского Содружества и провозгласил себя Южно‑Африканской Республикой (ЮАР). В следующем году Генеральная Ассамблея ООН осудила политику апартеида и рекомендовала всем членам ООН применить в отношении ЮАР дипломатические и экономические санкции. Руководство страны проводило антикоммунистическую политику и надеялось на этом фоне продолжить тесные контакты с развитыми странами Запада. В определенной степени это удавалось. ЮАР сотрудничала с ведущими западными фирмами, стала экономическим лидером региона.

Однако на политическом уровне даже антикоммунистические правительства открещивались от южноафриканцев. В 1963 г. решение о прекращении всяческих отношений с режимом апартеида приняла Организация африканского единства. Совет Безопасности ООН призвал все страны прекратить поставки оружия и боеприпасов в ЮАР. В 1973 г. ООН приняла «Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказаниях за него». С 1974 г. представители ЮАР не принимали участия в работе Ассамблеи ООН. В 1970 г. ЮАР была исключена из Международного олимпийского комитета.

В середине 1970‑х годов усилилось движение сопротивления, прошли забастовки и демонстрации. Правительство отвечало предельно жестко. В 1976 г. была проведена кровавая расправа над участниками 10‑тысячной демонстрации африканских учащихся в огромном тауншипе Соуэто (студенты бастовали против указа о переходе с английского языка обучения на язык белого меньшинства – африкаанс). В стране было введено чрезвычайное положение, однако «Умконто ве сизве» проводила широкомасштабные диверсии.

К середине 1980‑х годов уже значительная часть либерально настроенных белых выступала за ослабление режима. Начался диалог с руководством АНК. Кризис режима был связан и с его агрессивной экспансионистской политикой. В середине 1970‑х годов Претория организовала вооруженную интервенцию в Анголу, где поддержала правый блок УНИТА. Предоставленная республике по мандату Лиги Наций в 1921 г. Юго‑Западная Африка (Намибия) эксплуатировалась старыми колониальными методами. Здесь южноафриканским вооруженным силам также пришлось вести кровопролитную войну с бойцами сопротивления. В 1981 г. южноафриканская авиация совершила налеты на Мозамбик, где скрывались лидеры АНК. ЮАР неоднократно проводила диверсионные акции против Свазиленда и Лесото.

Под давлением международной общественности и внутреннего обострения правительство было вынуждено начать реформы. В 1986 г. были отменены некоторые законы апартеида: о пропусках, о лишении африканцев южноафриканского гражданства и др. Но тогда же экономические санкции против ЮАР ввели США и западноевропейские страны. Через два года из тюрем были выпущены многие деятели АНК. Были достигнуты договоренности о предоставлении независимости Намибии.

В 1989 г. лидером Национальной партии, а затем президентом страны стал 53‑летний юрист Фредерик де Клерк. Он взял курс на привлечение представителей черного населения к управлению страной. В 1990 г. из тюрьмы был освобожден Мандела (этому предшествовали беспрецедентные переговоры властей с заключенным), был легализован АНК. В 1991 г. были отменены дискриминационные законы о расселении по группам, регистрации населения и «общественной безопасности».

В феврале 1993 г. де Клерк и Мандела достигли соглашения о создании переходного правительства с участием Национальной партии и АНК. В 1992 г. президент уволил из армии офицеров, которые подозревались в провоцировании насилия в тауншипах. Де Клерк совершил серию визитов в страны Африки, Европы и Америки. Страна вышла из международной изоляции.


ЮАР - единственное африканское государство, которое за всю историю 20 века всегда было промышленно развитым. Страна, начавшая свое существование как голландская колония, оказалась очень богата алмазами и золотом. Щедрость земли и разумное управление ресурсами - вот что лежит в основе стремительного развития африканской республики. Ее столицу, Йоханнесбург, сравнивали с Нью-Йорком, Парижем, Манхеттеном, гигантскими городами, изобилующим небоскребами, деловыми кварталами.

Загадочный юг Африки

Здесь располагается грандиозный аэропорт, магистрали, построенные по новаторским проектам. В стране лишь 15 % плодородных почв, но благодаря современной агропромышленной технике удается удовлетворить внутренний спрос на фрукты, а еще и предложить на импорт. Есть и медицинские успехи - здесь сделали первую пересадку сердца человеку.


Следует сказать, что один из значимых факторов блистательного развития ЮАР с ее, по большому счету, ресурсоэксплуатирующей экономикой, является дешевая рабочая сила. Основная доля которой приходилась на тех, кто не мог похвастаться белой кожей.

С 50-х годов в ЮАР действовал режим апартеида, то есть строгого разделения. Закон обязывал белым, черным и цветным гражданам проживать в строго отведенных зонах. Люди с европейской внешностью заняли центральные районы развитых городов, работали в красивых офисах, посещали престижные театры и рестораны.


Жизнь чернокожих, впрочем, не была лишена благ цивилизации. И образование, и медицина им были доступны, и работой люди были обеспечены - с такой целью при наличии пропуска разрешалось посещать районы для белых, но данное право не распространялось на членов семьи работника. То же ограничение касалось и представителей европеоидной расы - заходить на чужую территорию без пропуска запрещалось.


Дома, построенные для чернокожих называли спичечными коробками

Резервации для чернокожих получили название бантустанов. Такие обширные поселения для проживания рабочих и шахтеров состояли из типовых домов, близко расположенных друг к другу. Строительство и благоустройство территорий получили щедрое финансирование, поселкам старались придать цивилизованный вид. Но в них неизбежно появлялось множество стихийных построек трущобного вида. Усилия властей к желаемому результату не приводили.


После отмены апартеида, когда чернокожие массово начали занимать городские респектабельные постройки, непрестижный поселок Соуэто постепенно стал одним из самых благополучных районов. Ведь малоимущие и отчаянные, бросившиеся за роскошной жизни, «взяли свои трущобы с собой». А жители Соуэто остались в своих домах, занимаясь привычными делами. К слову, именно в одном из таких типовых домов Соуэто жил Нельсон Мандела, активист движения за отмену апартеида, ставший впоследствии чернокожим президентом ЮАР.


Участь престижных кварталов после отмены апартеида

После отмены апартеида чернокожее население ЮАР, воспользовавшись новыми возможностями, без промедлений отправилось в районы Йоханнесбурга, прежде бывшие недоступными. Белые спешно покидали просторные благоустроенные апартаменты. В них вселялись те, кто считал себя достойным новых условий жизни после длительного угнетения.


Роскошные кондоминиумы стремительно превращались в неухоженные здания без остекления. Новые хозяева не платили за коммунальные услуги, поэтому их предоставлять прекращали. Резиденты видовых квартир обходились без электричества, горячей воды, канализации. Жилой фонд деградировал.


Жемчужина африканской архитектуры - самая высокая башня на континенте Понте-Сити с внутренним атриумом стала обиталищем преступников. А дно колодца грандиозного цилиндрического кондоминиума в середине 90-х заполнял мусор. Его уровень достигал 5 этажа.


Белое население же, напротив, перебралось в пригороды Йоханнесбурга. Противостояние двух гетто сохранилось, белые и черные лишь поменялись территориями. Дома белых часто обнесены забором с колючей проволокой. Под напряжением. Теперь центр города принадлежит чернокожему населению, а столицу ЮАР считают хоть и примечательным для туризма местом, но чрезвычайно опасным.

Преступность, которая ошеломляет

Статистика убийств в ЮАР в 2000-е в преддверии Чемпионата мира по футболу была темой всех западных СМИ. 50 убийств в сутки и столько же покушений - приводились такие цифры. Утешением для туристов служили уверения, что тяжкие преступления совершаются преимущественно в социально неблагополучных районах.


Угоны авто в ЮАР совершались с вопиющей беспринципностью, захват машины совершался даже при водителе. Преступники просто выбрасывали несчастного на дорогу и скрывались. В некоторых районах Йоханнесбурга во избежание риска не следовало останавливать автомобиль даже на красный сигнал светофора, проще смириться со штрафом, нежели лишиться собственности и получить увечья.


В связи со столь напряженной ситуацией водители запирали двери, даже если находились внутри авто. Опасность сулили и любые незапланированные остановки, нередко угонщики шли на уловки, имитируя приступ болезни, чтобы остановить автовладельца, решившего оказать помощь.


Есть и другие «рекорды», которые касаются количества изнасилований и числа зараженных ВИЧ (более 30 % населения ЮАР - носители опасного заболевания). По статистике ООН в этой стране происходит не менее полумиллиона сексуальных преступлений в год. Вероятность стать жертвой сексуального насилия у африканской девочки выше, чем вероятность научиться грамоте.


Эту ситуацию ухудшает поверье, бытующее среди малообразованных жителей страны, будто от ВИЧ может излечить половая связь с девственницей (или белой женщиной). Стоит ли говорить, что это ненаучное мнение способствует лишь распространению заболевания.

Кстати, именно в ЮАР находится единственная в мире христианская церковь, где можно

Апартеи́д, апа́ртхейд (африк. apartheid - «раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) - официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до1961 года - Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией.
Апартеид в ЮАР предписывал народам банту проживать в специальных резервациях (бантустанах) на территории, составлявшей около 30 % площади расселения банту на территории ЮАР до прихода европейцев. Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению или при наличии рабочего места (местное население было занято на непрестижных и низкооплачиваемых работах преимущественно в сфере обслуживания).\ Здесь Википедия умалчивает,а на forumе указывается,что белым для посещения «черных» районов»,тоже нужен был такой пропуск-Авт.\
Утверждается, что политика апартеида была продолжением и расширением той сегрегации, которую практиковали белые правительства в Южной Африке. Среди примеров этой политики можно назвать Земельный акт 1912 года и ограничения на наём чернокожих африканцев на работу, появление которых было связано с договорённостями, достигнутыми бурскими республиками (Трансваалем иОранжевым свободным государством) с Британской империей после англо-бурской войны. С другой стороны, существует мнение, будто вначале идея апартеида подразумевала лишь политическое разделение («большой апартеид»), но не бытовую сегрегацию («мелкий апартеид»). Например, во время Второй мировой войныправительство Объединённой партии Смэтса не слишком строго следило за соблюдением сегрегационистских законов.
.
Главными «законами апартеида» были следующие:
Поправка к Закону о запрете смешанных браков (1949)
Поправка к Закону о безнравственности (1950)
Этот закон сделал уголовным преступлением сексуальные контакты белого и человека другой расы.
Закон о регистрации населения (1950)
Согласно этому закону, каждый гражданин должен был быть зарегистрирован как белый, цветной или банту (правительство Национальной партии исключило из официальных документов употребление слово «туземец», обычно использовавшееся до этого для обозначения представителей коренного населения, и заменило его словом «банту»).
Акт о групповых областях (27 апреля 1950)
По этому закону страна была разделена на несколько областей, каждая из которых была отдана определённой расовой группе. Он стал основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения.
Закон о самоуправлении банту (1951)
Этот закон создал для чернокожих африканцев отдельные «правительственные» структуры.
Закон о борьбе с незаконным занятием помещений (1951)
Этот закон позволял властям сносить трущобы, где жили чернокожие африканцы.
Закон о туземных строительных рабочих, введении налога на туземные услуги (1951)
Этот закон обязывал белых нанимателей оплачивать строительство жилья для чернокожих рабочих, признанных законными жителями городов.
Закон об обеспечении раздельных услуг (1953)
Этот закон запрещал людям разных рас пользоваться одними и теми же общественными заведениями (комнатами отдыха и пр.)
Закон об образовании банту (1953)
Этот закон полностью передал государству контроль над школьным образованием среди чернокожих африканцев, прекратив существование миссионерских школ. /по этому же закону в школах,бывших ранее миссионерскими,вводилось образование на языке банту,кроме того предусматривалось строительство новых школ,а также колледжей и университетов для банту.Упоминается,что в бантустанах количество врачей было на душу населения ВЫШЕ,чем в «белых» районах,а качество обслуживания-ниже.Объясняют более низкой квалификацией «черных» медиков-Авт.\.

Закон о городских областях банту (1954)
Этот закон ограничил миграцию чернокожих африканцев в города.
Закон о шахтах и работе (1956)
Этот закон делал официальной расовую дискриминацию при приёме на работу.
Закон об улучшении самоуправления чернокожих африканцев (1958)
Этот закон ввёл отдельные территориальные правительства в бантустанах - специальных областях, где у чернокожих африканцев было право голоса. Предполагалось, что они в конце концов станут независимы, однако на практике ЮАР оказывала на них решающее влияние, даже после предоставления некоторым из них формальной независимости.\независимость этих государств не признавалась ни одной третьей страной,поэтому их граждане не могли выехать за границу по своему паспорту-Авт.\
Закон об инвестиционных корпорациях банту (1959)
Этот закон создал механизм перевода капитала в бантустаны, что позволило бы создавать там рабочие места.\в частности,выкупались фермы и передавались банту,строились предприятия-Авт./
Закон о расширении университетского образования (1959)
Этот закон ввёл отдельные университеты для чернокожих, цветных и индийцев./их пришлось строить-Авт./
Закон о физическом планировании и использовании ресурсов (1967)
Этот закон позволил правительству остановить строительство промышленных предприятий в «белых» районах и перевести их в приграничные районы бантустанов. Тем самым могла ускориться миграция чернокожих африканцев в бантустаны, где им было легче найти работу./расширение закона от 1959 года – теперь прямо запрещалось строительство новых предприятий,а поощрялся их перевод в бантустаны-Авт.\
Закон о гражданстве бантустанов (1970)
Этот закон поменял статус обитателей бантустанов: они потеряли гражданство ЮАР. Тем самым предполагалось сделать белых большинством в «белой» части страны.
Указ о преподавании на африкаанс (1974)
Согласно этому закону, вне бантустанов преподавание должно было вестись наполовину на английском, наполовину на африкаанс.
В то время как другие страны (например, США) отменяли дискриминационные законы, в ЮАР, напротив, вводились всё новые акты, регулирующие расовые отношения. Отчасти поддержка апартеида белыми южноафриканцами была связана с демографией: они стремились сохранить власть в стране, численность белого населения в которой в связи с естественной убылью сокращалась, в то время как прирост чернокожих в XX веке был значителен.

Так. «Мелкий апартеид»,на бытовом уровне,доходящий до маразма,вызывает у нас понятное чувство неприятия и отторжения.Это расизм. Вот фото.