До троицы нельзя делать земные поклоны. Можно ли совершать от Пасхи до Троицы земные поклоны? Не положено совершать в храме земные поклоны

Настали дни Великого поста, время особенное. И если мы в эти семь седмиц не поленимся, постараемся бывать в храме регулярно — мы многое узнаем, многое почувствуем глубже, чем раньше, многим обогатимся… Об особенностях великопостного богослужения расскажет наш постоянный проводник в этом мире доцент Саратовской духовной семинарии Алексей Кашкин.

— Алексей Сергеевич, начнем именно с расписания — и с первой седмицы Великого поста. Почему вдруг утреня утром? Всегда ведь вечером, после вечерни.

— В седмичные (будние) дни Великого поста богослужения суточного круга совершаются особым чином. Это отчасти связано с тем, что в первой половине дня не совершается Божественная литургия, отчасти с тем, что совершаемое по вечерам первой седмицы великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского — служба продолжительная и самодостаточная. На первой седмице с понедельника по пятницу утро начинается утреней, затем читается первый час, затем третий, шестой и девятый часы, изобразительны (напомним: молитвословие, совершаемое тогда, когда нет Литургии; как бы изображающее ее) и вечерня. А далее, во время других седмиц Великого поста, последовательность служб меняется: по вечерам совершается Великое повечерие, утреня и первый час, а по утрам — великопостные часы, изобразительны и вечерня.

— Почему же в седмичные (будние) дни поста не совершается Литургия?

— Это древняя практика, она связана с тем, что Литургия, Евхаристия — это торжество, это радость, а дни Великого поста, тем паче дни седмичные — это покаяние, скорбь падшего человека о грехах: все богослужения седмичных дней имеют покаянный характер. Кроме того, Евхаристия — это Божественная трапеза, а во времена первых христиан она была связана еще и с трапезой обычной, вполне земной. А в постный день по монастырскому уставу полагается только ужин, до вечера трапеза отменяется. Поэтому отменяется и Литургия. Единственное исключение — это совершаемая в среду и пятницу Литургия Преждеосвященных Даров, когда освящения (преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа) не происходит, но люди причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на полной Литургии (подробнее на Литургии Преждеосвященных Даров мы остановимся в следующей беседе).

— Расскажите, пожалуйста, о тех особенностях великопостного богослужения, которые сразу обращают на себя наше внимание.

— Самым существенным признаком великопостного богослужения является пение на утрене «Аллилуиа» вместо «Бог Господь и явися нам…»; в Уставе даже сами эти службы называются «службами с аллилуиа». Однако на практике самой заметной особенностью можно назвать совершение многочисленных поклонов. В конце каждого богослужения совершаются земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…». Но это не единственное молитвословие, сопровождаемое земными поклонами. С поклонами совершаются тропари каждого часа, молебные стихи Великого повечерия. На утрене земные поклоны принято совершать во время пения «Честнейшую…». Кроме земных поклонов предписано большое количество поясных — на каждом Трисвятом, на «Достойно есть».

— Что есть Великое повечерие? Почему оно совершается именно в эти дни?

— Великое повечерие совершается, кроме седмичных дней Великого поста, лишь в составе всенощного бдения Рождества Христова и Богоявления. В сравнении с малым повечерием Великое повечерие является более торжественным богослужением (когда совершается накануне праздников), в то же время более продолжительным и покаянным по содержанию. Его совершение в великопостные дни говорит об особом значении этих дней для православного христианина. Повечерие, соответственно названию — то, что совершается по вечере, то есть после ужина. В схему Великого повечерия входит торжественное песнопение «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся». Однако преимущественное содержание его псалмов и молитв — покаянное. Это проявляется и в содержании псалмов 1‑й части (4, 6, 12, 24, 30, 90), и особенно во 2‑й части, где читаются покаянные 50, 101 псалом и молитва Манассии, царя Иудейского: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль…» Затем поются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». В тропарях первой части и молитвах третьей части повечерия испрашивается благословение на ночь.

— А какие события предстоит нам пережить в великопостные воскресенья?

— У каждого воскресенья Великого поста своя память — ведь каждая седмица носит определенное наименование и имеет свой смысл. Первые пять воскресений поста совершается Литургия Василия Великого — как особенно торжественная, совершаемая нечасто, по особым случаям. На Страстной седмице она будет совершаться дважды — в Великий Четверг и Великую Субботу. И то, что именно эта Литургия совершается в первые воскресенья Великого поста, говорит об их значении для православного христианина.

— Великим постом нас ждут необычные богослужения, с ними связаны обычаи, пришедшие к нам из ранне-христианских эпох: расскажите, пожалуйста, об этом.

— Первая суббота Великого поста — память священномученика Феодора Тирона. Как известно, святой мученик Феодор уже после своей кончины, в эпоху Юлиана Отступника, явился в сонном видении Константинопольскому архиепископу Евдоксию и предупредил его о том, что все съестное, продаваемое на местном рынке, окроплено идоложертвенной кровью. Христиане не покупали продукты на рынке и питались отваренной пшеницей: отсюда — обычай освящать в этот день коливо.

В первое воскресенье Великого поста мы совершаем Торжество Православия. Напомним о происхождении этой памяти, этого празднования. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание святых икон — это была временная победа движения иконоборцев, которые видели в почитании образов идолопоклонство. И лишь в 843 году во время регентства императрицы Феодоры при патриархе Мефодии иконоборчество было окончательно преодолено и навек отвергнуто Церковью. Тогда же был установлен чин провозглашения вечной памяти всем ревнителям Православия и анафематствования еретикам.

— Он совершается в Церкви и поныне?

— В воскресенье после Божественной литургии совершается особое молебное последование — чин Торжества Православия; к элементам обычного молебна (тропари, прокимен, Апостол, Евангелие) добавляется анафема ересям (но это только за архиерейским богослужением), «вечная память» святым, сохранившим для нас чистоту Православия, и многолетие.

— Но вот наступило третье воскресенье Великого поста: на аналое в центре храма крест…

— Крестопоклонная неделя — единственная, память которой не ограничивается воскресным днем, но простирается на следующую, четвертую седмицу Великого поста. С воскресенья по пятницу в центре храма на аналое находится крест, и только в пятницу совершается последнее поклонение кресту, и его уносят в алтарь. Эта традиция тоже имеет древние корни: в Византии существовал праздник перенесения частицы Святого Древа — Креста Господня — из Апамеи в Константинополь. Сейчас этот праздник забыт, но неделя осталась Крестопоклонной, и ей был придан новый смысл: четвертая седмица — это середина поста, среда — его преполовение, мы устаем на этом нелегком пути, и служба Кресту, воспоминание о Крестном подвиге необходимы, чтобы укрепить наши духовные силы и воодушевить нас.

— Мы приблизились к пятой седмице поста: нас ждет встреча с великой подвижницей покаяния…

— …И затем с Пресвятой Богородицей. На пятой седмице у нас есть еще два особых дня с совершенно уникальным богослужением. Четверг пятой седмицы — служба Великого канона, и суббота — служба акафиста. В четверг в храме вновь полностью прочитывается канон Андрея Критского, который читали по частям на первой седмице Великого поста, и к нему прибавляется чтение жития Марии Египетской — по трад иции, на современном русском языке — как пример всецелого, полного покаяния человека.

Почему именно в четверг пятой седмицы читается Великий канон? Примерно до VIII века в этот день было принято вспоминать об одном из страшных землетрясений, случившемся некогда в Византии. А в конце VIII века также случилось землетрясение, но монахини прочитали Великий канон, и трус прекратился. После этого канон стали читать именно тогда, когда вспоминали Божий гнев, землетрясение — в четверг пятой седмицы Великого поста. И день этот стал днем сугубого покаяния.

Суббота акафиста, или память Похвалы Пресвятой Богородицы, — день, когда читается акафист Богородице, возникший примерно в VI веке; предположительно, преподобный Роман Сладкопевец написал его основу, а затем были добавлены воззвания «радуйся». Акафист изначально был посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, и его пели именно в этот праздник, затем (X-XII века) он закрепился за пятой субботой Великого поста. Таким образом, событие Благовещения мы вспоминаем дважды за этот пост.

— Наконец, Неделя ваий, или Вербная…

— Шестая седмица — особая. В песнопениях ее будничных дней присутствует память о двух праздниках, которые следуют один за другим: суббота — воскрешение Лазаря и воскресенье — Вход Господень в Иерусалим. Будние дни Вербной недели — это своего рода предпразднство: мы ожидаем субботнего и воскресного дней. А с Лазаревой седмицы начинается воспоминание последних дней земной жизни Христа. Ведь воскрешение Лазаря — это уверение наше в будущем воскресении Самого Господа и всеобщем Воскресении. И наконец вход в Иерусалим — шествие Его на «вольную страсть», добровольное страдание.

Фото Юлии Ракиной
Газета «Православная вера» № 4 (528)
Марина Бирюкова

Правила Вселенских соборов запрещают совершать земные поклоны в воскресные дни, от Великого четверга до Пятидесятницы, в период Святок и в великие праздники.

Запрет на земные поклоны в воскресенье возникло в рамках совершенно иной обрядовой практики, нежели принята сейчас, поэтому оно и неприменимо к нынешней ситуации. В ранней Церкви ектений было меньше и они объединяли, так сказать, наши современные несколько ектений и часть ектений читалось в коленопреклоненном состоянии . В период Пятидесятницы и по воскресеньям коленопреклонение на ектениях отменялось. Диакон, который возглашает на вечерне Пятидесятницы: "Паки и паки ПРЕКЛОНШЕ КОЛЕНА" , просто призывает снова начать читать ектении, как это бывает во весь год. Т. е. эти диаконские возгласы на этой вечерне - древнее знаменитых коленопреклонных молитв. А к другим коленопреклонениям это древнее правило не относится.В церковном и личном обиходе коленопреклоненные молитвы до Пятидесятницы и по воскресеньям запрещены, но это правило не касается поклонов во время службы, земные поклоны перед Святым Дарами, когда кланяются и священнослужители.
Вопрос, класть земные поклоны в храме в воскресенье или нет должен решаться в мире и в согласии с традицией конкретного храма.

Основная масса ошибок происходит от неумения правильно читать указания Устава или от вольного его толкования.

Самой распространенной ошибкой является то повсеместно принятое мнение, что:

Не положено совершать в храме земные поклоны:

В дни воскресные, в дни святок (от Рождества до Крещения), от Пасхи до Пятидесятницы, в двунадесятые праздники. Поклоны в этих случаях прекращаются от вечернего входа под праздник до Сподоби, Господи... на вечерне в самый день праздника или его отдания.

Также и в дни Страстной седмицы после прочтения последний раз молитвы Господи и Владыко живота моего земные поклоны прекращаются до Пятидесятницы

На самом деле Устав никогда не запрещал земных поклонов.

Все эти указания Устава нуждаются в подробном рассмотрении.

Эти постановления дополняет 10-е правило святителя Никифора исповедника, патриарха Цареградского: «По воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонить колена, прикладываясь к св. иконам» (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. II, с. 579). Как видим, святые отцы различают преклонение колен (молитва на коленах) и поклон как символическое действие без молитвы (перед святыми Дарами, престолом, иконами, святыми мощами). Приведенное выше правило святителя Никифора имеет ввиду поклоны разовые (без молитвы), а постановления I и VI Вселенских соборов говорят о молении на коленях. Следовательно, правила не отменяют поклоны во все праздники, а лишь долгое моление на коленях.

Чаще всего опираются на выражение Правила 20-го I Вселенского Собора, которое гласит: Понеже суть некоторые преклоняющие колена в День Господень; и во дни Пятидесятницы; то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу. Правило VI Константинопольского Собора 90-е также говорит о непреклонении колен с субботы по входе до воскресенья по входе на вечерни. Но обращая внимание на слова преклоняющие колена, почему-то пропускают слова да стояще приносят молитвы Богу. Однако это важно потому, что преклонением колен называются не земные поклоны, а длительное моление на коленях. Во времена Соборов таковым являлась, например, сугубая ектения. В будние дни ее сугубость, нарочитость, значимость проявлялась не только в троекратном повторении Господи, помилуй!, но и в умилостивляющем, покаянном положении тела, а именно: стоя на коленях. Такая молитва действительно уменьшала праздничность дня.

Указывая на выражение Постной Триоди (Великая Среда вечера) И абие упраждняются совершенно в церкви бываемые поклоны. В келлиях же даже и до Великаго Пятка совершаются, забывают, что по терминологии книги, составленной на Востоке - Постной Триоди, Церковь обозначает не храм, а собрание всей общины на молитву (в соборном храме). Келлия же подразумевает не отдельную комнату русских монастырей, занимаемую одним лицом, а маленькую группу монахов, возглавляемую старцем или просто старшим братом, поставленным от священноначалия обители. Таким образом, здесь речь идет об отменеорганизованных поклонов во главе со священником (в храме) или старшим (в келлии).

Больше о Поклонах ни Триодь, ни Типикон не упоминают. Однако, все согласны, что перед Плащаницей творятся только земные поклоны. Следовательно, вышеуказанное правило не касается земных поклонов вообще, а имеет отношение только к определенной их группе (организованным).

Можно привести еще три косвенных момента.

Первый. По свидетельству старых насельников Киево-Печерской Лавры, старцы в Лавре говорили: А если в самый Светлый День Пасхи нам явится Господь Иисус Христос - мы упадем ему в ноги или, отвесив поясной поклон, скажем: Прости, Господи, но Устав большего не позволяет?

Второй. Старообрядцы, безусловно, находятся в расколе, а посему лишены Благодати. Однако, в вопросах соблюдения обрядовых норм и правил им нет равных. В старообрядческом Каноне Пасхи по катавасии 9-й песни положен Великий поклон, что подразумевает под собой земной поклон.

Третий. Во время хиротонии, случившейся в период Пятидесятницы, ставленник после каждого обведения вокруг Престола кладет земной поклон рукополагающему его Архиерею. Комментарии излишни.

Таким образом, единовременное падение ниц, выражающее крайнее благоговение и восторженное или покаянное состояние души не может быть запрещено никем, ничем и никогда. Еще раз хочется подчеркнуть, что к предписаниям Устава надо относиться очень внимательно и рассудительно.

Кроме того, можно добавить, что епитимийные земные поклоны (поклоны, назначаемые священноначалием провинившимся или духовником для исправления) кладутся даже в Светлое Христово Воскресение - Пасху.

Все это было написано не для того, чтобы заставить всех по воскресеньям бить земные поклоны, а для того, чтобы умерить пыл тех, кто проповедует мнение, что кладущие земные поклоны в вышеуказанные периоды совершают грех чуть ли не святотатства. (архимандрит Спиридон (Письменный), уставщик Свято-Троицкого Ионинского Киевского монастыря).

Также укажем авторитетное мнение свящ. Михаила Желтова (член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, зав. кафедрой Литургического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), ведущий редактор Богослужения и литургики ЦНЦ «Православная Энциклопедия» Доцент Московской духовной академии, член Синодальной библейско-богословской комиссии), указывающее что этот запрет относился к коленопреклоненным ектеньям , отголоском которых являются нынешние коленопреклоненные молитвы на Троицкой вечерне . О том, надо ли относить этот запрет на поклоны при входе в алтарь и поклоны за литругией, мнения разделяются . Например, исповедник архимандрит Спиридон (Лукич) в «Указаниях и примечаниях на руководство по Литургии» архимандрита (впоследствии архиепископа) Феодосия (Погорского), ректора Саратовской духовной семинарии в статье «Проскомидия» пишет о дореволюционной практике Ионинского монастыря в Киеве, где эти поклоны не отменялись . У архимандрита Спиридона (+ 1991 г.) была великолепная память, Богослужебные тексты, песнопения - все он помнил и был одним из редких знатоков православного богослужения - к нему всю его жизнь обращались в трудных и спорных случаях священники и архиереи со всех концов страны был единственный в своем роде знаток лаврских традиций и служб при восстановлении Киево-Печерской Лавры. В действующем церковном уставе он находил неточности, вкравшиеся туда еще чуть ли не со времен Патриарха Никона.

В Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни. Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа (в Воскресный День, да еще и не Пасху), с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28:9). Когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» (Откр.4:10), казалось бы а в Раю то зачем там и так Пасха вечное субботствование? Пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо своё (2:1). Савл по дороге в Дамаск, когда его осиял свет с неба, в трепете и ужасе упал на землю (Деян.9:3-6). И т.д.

В любом случае земные поклоны совершаются и в великие праздники (это лишь внешне противоречит правилу Собора) перед Крестом Господнем в праздник Воздвижения , в Крестопоклонную неделю и в праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня , а также перед Плащаницей в Великую Пятницу и Субботу .

Дело в том, что самый важный, самый сокровенный момент Литургии - Евхаристия, у многих как-то "обнищал". Очень многие весьма поверхностно понимают это Таинство, иные не понимают и вовсе. Во времена Ветхого Завета люди прекрасно понимали, что простому смертному человеку невозможно видеть Бога, невозможно к Нему приблизиться, ибо святость Божия тут же испепелит нечистого человека. И это действительно так, но для того чтобы этого не случилось Господь умоляется до "земного человека" и людям даруется возможность видеть и слышать Господа:" Видевший Меня - видел Отца." Воскреснув и севший одесную Отца, Он не лишил нас этой возможности оставив нам тайну Причастия, где мы имеем возможность невозможного, где Святость соприкасается с человеческой нечистотой не испепеляя самого человека. Это и есть непостижимая, сокровенная ТАЙНА через которую мы становимся причастными Божественной Сущности. Божественная сила входит в нас очищая и преображая немощь человеческую.

Вот как говорит об этом моменте священномученник Серафим (Звездинский), пострадавший в годы советской власти:

Так, во время пения «Тебе поем» на Евхаристическом каноне (как ориентир для прихожан – приблизительно во время пения «и молим Ти ся Боже наш») происходит страшный момент преложения Святых Даров . «По учению Церкви, с этого момента на Святом Престоле возлежит уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Кровь Христова , и священник повергается ниц перед этой Святынею. С каким трепетом, с каким благоговением должны предстоять и мы в этот момент перед лицом Самого Бога! <…> Этот момент Божественной Литургии – основа всей жизни мира, это – ось жизненного колеса. <…> Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя». Отметим, что св. праведный Алексий Мечев даже на Пасху повергался пиц перед Престолом.

А как у нас в храмах переживается эта Святая Тайна? По-разному: кто-то действительно переживает сокровенное или хотя бы пытается, понимая серьезность происходящего, в этот момент вся сущность человеческая повергается ниц в благоговении, и если такую возможность как встать на колени мы не используем, помятуя о не верно понятой традиции не молиться на коленях, то оправдимся ли?

Могут быть такие священники, которые категорически запрещают коленопреклонения уподобляясь неким законникам и фарисеям (те тоже не верно понимали уставы Ветхого Завета), но раздувать конфликт, конечно же, не стоит. Таких надо пожалеть и простить, но ссылаться и подражать этому все же не стоит. Необходимо искать контакт и взаимопонимание. Все-таки замечательные слова произнес бл. Августин: "В главном единство, в спорном свобода, во всем любовь."

А теперь простое размышление о тех, кто выцеживают комара проглатывая слоника. Мы знаем, что каноны Церковные имеют разную важность, которую легко проследить по тем прещениям которые накладываются на их неисполнителей. Так вот правила о коленопреклонениях ВООБЩЕ не имеют никаих прещений их не соблюдающим! Но вот есть правила, которые требуют отлучить тех кои их не будут свято соблюдать смотрим: ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ПРАВИЛО 8:

«Если епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка, при совершении приношения, не причастится, да представит причину, и если есть благословна, да будет извинен. Если же не представит, да будет отлучен от общения церковного, как соделавшийся виною вреда народу и на совершавшего приношение наведший подозрение, словно он неправильно совершал.» ПРАВИЛО 9: «Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного. ПРАВИЛА АНТИОХИЙСКОГО СОБОРА, ПРАВИЛО 2: «Все, входящие в церковь, и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное». Правила Шестого Вселенского Собора (Трулльского), ПРАВИЛО 80: «Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресных дня в продолжении трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения».

Поэтому, если кто-либо хочет, чтобы люди не кланялись по Воскресеньям и Праздникам они не правы, но они еще более неправы, когда не Причащаются во время Литургий и тем более они не правы требуя маловажного перед лицом безусловно важного.

Когда говорят о поклонах, то вспоминают о благоговении и смирении. Крестное знамение и поклон — важнейшие ритуальные действия в христианстве. Устав жестко регламентирует разновидности поклонов — верующим людям нужно разбираться в таких деталях. Есть земная и поясная разновидности поклона — обе они ассоциируются с телесными молитвами. В некоторых случаях в храме можно молиться, не кланяясь. Бог допускает подобные вещи, но лучше лишний раз спросить у священника (если сомневаетесь).

Есть общие правила для любых православных богослужений. Так, поясные поклоны предписаны верующим на троекратном восклицании «Аллилуйя» в некоторых молитвах. Иногда преклонения должны быть глубокими, иногда — нет. Согласно правилам, кланяться нужно при:

  • молитвословиях;
  • ектениях;
  • акафисте;
  • осенении Крестом;
  • окончании службы.

Когда полагается креститься без поклонов

В храмах царит особая атмосфера — каждая вещь занимает установленное место, каждое действие наделено сакральным смыслом. Разработан церковный устав, который учит молящихся всё делать правильно. Всякую икону устанавливают в отведенном для этого месте, всюду — православные традиции с тысячелетней историей. Вот какие моменты следует учитывать:

  • Существуют разные виды поклонов.
  • В храмах кланяться нужно часто, но со знанием дела.
  • Иногда кланяться и вовсе не нужно.
  • Типы поклонов зависят от времени их использования.

В самом начале молитвы «Верую» стояние на коленях и поклоны не требуются. При чтении шестопсалмия (самая середина) при возгласе «Аллилуйя» не кланяйтесь. Когда под сводами храма произносятся слова паремий, апостола и Евангелия, стоит ограничиться наложением креста. На некоторых отпустах поклонами также следует пренебречь.

Когда надо креститься с поясным поклоном

Благодаря церковному уставу, малые и великие поклоны неизменно сопровождают все службы. Замирать и спешить не нужно, старайтесь во время чтения или пения действовать синхронно с другими прихожанами. При молитве сперва необходимо креститься, а уж затем совершать поклон. Идея поясного поклона заключается в том, чтобы ваша голова опускалась до уровня пояса (отсюда и название). В церковном уставе прописаны следующие ситуации для поясных поклонов:

  1. При посещении храма (трижды на входе и столько же раз на выходе).
  2. Когда священнослужитель восславляет Троицу.
  3. Прошение ектений.
  4. При молитвенных словах, начинающихся с восклицания «Чистейшую».
  5. При упоминании священником поклонов и поклонений.

Есть в храме слова, запускающие процесс троекратного преклонения. К ним относятся восклицания «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся» и «Святый Боже». Клирос, завершающий пение стихиры, также вынужден кланяться в пояс и одновременно креститься. По три поклона нужно отмерять в ектениях, после первых трех прошений. Дальше в ектениях количество поклонов сокращается до одного.

Когда полагается креститься с земным поклоном

Земные поклоны бывают троекратными и однократными, а их количество зависит от степени торжественности момента. Когда речь заходит о великом поклоне, все вспоминают об истовости, чинности и неторопливости. Перед визитом в храм можно потренироваться у зеркала — у вас непременно получится. Старайтесь избегать моментов, когда поклон накладывается на пение либо чтение молитв — это неправильно. Креститься при поклонах запрещено, нужно разграничивать эти действия. Перечислим фразы и слова, при которых (после или во время) земные поклоны считаются обязательными:

  • «Тебе поём»;
  • «Тя величаем»;
  • «И сподоби нас»;
  • «Достойно».


Сразу отметим, что земной аналог поклона предусматривает опускание верующих на колени и прикосновение лбом к поверхности пола. Особое внимание стоит уделить появлению Святых Даров и великим постам. В это время троекратные земные преклонения сопровождаются сериями из двенадцати малых поклонов. Начинаются такие действия с пятницы и среды, они приурочены к Сырной седмице. По воскресеньям и субботам постовые поклоны не делаются.

Есть моменты, когда поклонами сопровождаются абсолютно все молитвенные стихи («Пресвятая Владычице»). Великопостная вечеря предполагает три поклона во время произнесения ключевой молитвы, также необходимо кланяться до земли при чтении «Господи и Владыко». Помните, что восславление Иисуса Христа — дело ответственное. Лучше лишний раз проконсультироваться со знающими людьми, чем творить обряды неправильно.

Поясной поклон без крестного знамения

Отметим, что символическое изображение креста не всегда сочетается с поясными поклонами — в ряде случаев бывают исключения. Как правило, эти исключения касаются определенных фраз, произносимых священнослужителями. Уставом предусмотрены следующие словосочетания, при которых следует низко кланяться:

  1. «Мир всем».
  2. «Благодать Господа нашего…».
  3. «Благословение Господне…».
  4. «И да будут…».
  5. «И во веки…» (фраза произносится дьяконом).

Преклонение до земли без крестного знамения

Земные поклоны тоже не всегда совмещаются с крестным знамением. Церковные уставы не предусматривают поклонов в случае, когда человек поутру причастился. Это ограничение действует до вечернего часа. Стоит учитывать, что в православной церкви богослужебный день отсчитывается от вечерней службы. Соответственно, причастие датируется вчерашним днем, и поклоны вновь приветствуются.

Вообще, чтобы не ошибиться с земными поклонами, мы рекомендуем внимательно наблюдать за священником. По воскресеньям и в великие праздники низкие поклоны считаются недопустимым действием. Есть также временные отрезки с ограничениями на преклонение колен:

  • между Рождеством и Крещением;
  • Воздвижение;
  • Преображение;
  • Пасха и Пятидесятница.

Богослужение, как вы знаете, делится на регламентированные части. Некоторые этапы тоже не предусматривают наличия земных поклонов. Это Шестопсалмие, Херувимская, Великое славословие и Честнейшая. В процессе пения и ектений также нельзя креститься, а вот поклоном порадовать Всевышнего вполне допустимо. Дождитесь завершения песнопений — после этого начнут действовать совсем другие законы.

Вообще, православные традиции коленопреклонений не поощряют. Длительное стояние на коленях — это католическая традиция. Славяне ограничиваются земным поклоном и не задерживаются в этой позе слишком долго. Низкие поклоны без осенения себя крестом практикуются и в других ситуациях:

  • Литургия Преждеосвященных Даров;
  • День Святой Троицы;
  • вынос чудотворных икон;
  • вынос мощей святых.

Когда по уставу не положено совершать поклонов

Когда в поклоне нет нужды? Достаточно распространена ситуация, когда прихожане активно крестятся, но не совершают поклонов. Выше мы упоминали Шестопсалмие — это событие обычно привязывается к всенощным бдениям. Чтец декламирует шесть псалмов, и поклону тут места нет. Обряд проводится в полной тишине и символизирует ожидание Спасителя.


Нет места для поклона и в том случае, если священнослужитель поет «Символ веры». Произнесение вслух текстов из Евангелия и Апостола тоже исключает поклон. Возвращаясь к всенощному бдению, стоит вспомнить и паремии. Как видите, церковные уставы регламентируют любые действия прихожан, включая коленопреклонения, молитвы и крестные знамения. Если вы намереваетесь стать активным членом православной общины, стоит заняться вдумчивым изучением описанных выше правил.

С какой целью верующие совершают поклоны и когда их нужно делать?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

Поклоны являются символическими действиями, в которых выражаются наши разнообразные чувства к Богу: покаяние и смирение, благоговение и трепет, ликование и хвала, благодарение и радость. Потребность преклониться перед величием и святостью Бога - неотъемлемое свойство духовной природы человека. Патриарх Авраам в лице трех странников поклонился единому Богу: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:3). Пророк Моисей, повергшись пред Господом, молился сорок дней и сорок ночей за согрешивший народ (Вт.9:25). Пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо своё (2:1). Савл по дороге в Дамаск, когда его осиял свет с неба, в трепете и ужасе упал на землю (Деян.9:3-6). Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28:9). Когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» (Откр.4:10).

Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, научая поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин.4:23). Поэтому телесное символическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейно-молитвенным внутренним поклонением.

Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен только в воскресение и в дни святой Пятидесятницы: 20-е правило I-го Вселенского собора и 90-е правило VI Вселенского собора. Приведем полностью эти определения:

— «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояше произносят молитвы Богу » (20-е правило I-го Вселенского собора).

— «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение » (90-е правило VI Вселенского собора).

Эти постановления дополняет 10-е правило святителя Никифора исповедника, патриарха Цареградского: «По воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонить колена, прикладываясь к св. иконам » (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. II, с. 579). Как видим, святые отцы различают преклонение колен (молитва на коленах) и поклон как символическое действие без молитвы (перед святыми Дарами, престолом, иконами, святыми мощами). Приведенное выше правило святителя Никифора имеет ввиду поклоны разовые (без молитвы), а постановления I и VI Вселенских соборов говорят о молении на коленях. Следовательно, правила не отменяют поклоны во все праздники (включая двунадесятые), кроме воскресных дней и дней святой Пятидесятницы.

Преподобный Иоанн Пророк назначил одному брату для борьбы с искушениями 49 поклонов. Тот спросил: «делать ли земные поклоны в Пятидесятницу, или нет?». Ответ старца: «А о земных поклонах в Пятидесятницу тебе уже было сказано в другое время, что надобно их класть только в своей келлии» (Преподобные Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Ответ 95). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, описывая жизнь египетских монахов, говорит: «египтяне не преклоняют колен и не постятся с вечера субботнего вечера до вечера воскресения, равно как и во всю Пятидесятницу» (Писания. Кн.2, гл.18-я). О других праздниках ничего не сказано.

Почему из всех праздников только в воскресение преклонение колен отменяется? Это разъясняет св. Василий Великий в творении "О Святом Духе", извлечение из которого составило 91-е каноническом правило: "В первый день седмицы [т. е. воскресение], совершаем молитвы стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как воскресшие со Христом и обязанные искать высших, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати; но и потому cиe делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века. Посему, будучи началом дней, у Моисея назван он не первым, но единым. Ибо сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един; потому что один и тот же день возвращается многократно. Посему он же есть и единый и осьмый, изображающей собою действительно единый и воистину осьмой день, о котором псалмопевец упомянул в некоторых надписаниях Псалмов (Псал. VI и XI), то есть оное состояние, которое последует за теперешним временем, оный непрекращающийся, невечерний, несменяющийся день, оный нескончаемый и нестареющийся век. Посему Церковь по необходимости научает питомцев своих совершать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни не вознерадели мы снабдить себя напутствиями к преставлению в оную. Но и вся Пятидесятница есть напоминание о воскресении, ожидаемом в вечности. Ибо единый и первый оный день, седмикратно умноженный на число седмь, совершает седмь седмиц священной Пятидесятницы; потому что, начинаясь первым днем седмичным, им же и оканчивается, по пятидесятикратном обращении подобных, средних между ними дней. Почему уподобительно подражает веку, как бы в кругообразном движении, с тех же знаков начинаясь и теми же знаками оканчиваясь. В сию-то Пятидесятницу церковные уставы научили нас предпочитать прямое положение тела в молитве, сим ясным напоминанием как бы переселяя наш ум из настоящего в будущее. Но и каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что через грех пали на землю, и человеколюбием Сотворшаго нас воззваны на небо». (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. II, с. 471 - 72).

Итак, совершенно ясно, почему не во всякий праздник, пусть даже великий, отменяются преклонения колен и поклоны. Потому, что праздник воскресения предъизображает наше пребывание в Царстве Небесном. Моление стоя есть знамение полной победы Христа над диаволом.

Матфей Властарь в «Алфавитной синтагме» пишет: "Вся Пятидесятница есть напоминание возстания, ожидаемого в будущем веке. Посему-то Василий Великий, сочинивший умилительные молитвы о пришествии Св. Духа, изящнее всех, как приличествовало богослову, повелевший народу рабским образом преклонять колена в то время, кода возглашаются сии молитвы в церкви, свидетельствуя тем власть божественного естества Св. Духа, и не установил читать эти молитвы в третий час (девятый по полуночи) воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, т.е. в тот час, в который Всесвятый Дух снисшел на Апостолов. Ибо неприлично думать, чтобы тот, кто изобразил таинства Духа и предал обряд сей Церкви, нарушил преимущества воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, преисполненного великих таинств. Для того он и установил читать сии молитвы под вечер того же дня, в такое время, когда оканчивается этот, изящнейший из всех, день, то есть Пятидесятница, и начинается второй день (понедельник), ибо начало всякого дня считается с седьмого часа - первого по полудни".

В некоторых монастырях Российской империи для единообразия поведения братии в храме вводились свои уставы о поклонах («аще изволит настоятель»). Один из таких опытов обобщен в работе святителя Игнатия (Брянчанинова) «Правила наружного поведения для новоначальных иноков» (Полное собрание творений, М., 2003, т.V, с.14 - 15). Внимательно относясь к этому труду, нужно помнить, что он никогда не претендовал на то, чтобы быть каноническим документом. Опыт этот мог иметь отличия от практики других известных российских обителей.

Выделено из темы про мед. профилактику в разделе «Физическое здоровье».

Как часто говорится, в РПЦ, согласно древним правилам и постановлениям Соборов, есть категорический запрет на любые земные поклоны и «метания» («малые земные поклоны», ныне практически забытые) в выходные дни (с вечера пятницы до понедельника), в периоды от Пасхи до троицы и после Рождества, во все церковные праздники, предпраздники, дни с полиелеем. Для обоснования этого обычно приводятся следующие цитаты:

Цитировать

Первый Вселенский Собор - Никейский
20. Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу.

Шестой Вселенский Собор - Константинопольский
90. От Богоносных отцов наших канонически переданно нам, не преклонять колени во дни воскресные, ради чести восресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдать сие, мы явственно показываем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующаго в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу.


Основное обоснование запрета: Воскресенье - это «малая Пасха», поэтому никаких земных поклонов делать нельзя, даже перед Святыми Дарами. И в общем-то, в большинстве храмов никто или почти никто из прихожан их и не делает - ни в выходные, ни в праздники; впрочем, и в будни большая часть из тех немногочисленных прихожан, кто может бывать в храмах по будням - тоже.

Однако вопрос, а к чему на самом деле относились эти отмены и запреты Соборов, с какой целью они были установлены, какой контекст у этих цитат, что имелось в виду, - получается довольно запутанный и туманный, а применимость их в контексте современных условий - довольно противоречивой. В частности:

1)Чем обоснован запрет в церковные праздники и предпраздники, которые выпадают на будни? О них в данных постановлениях Соборов вроде бы речи не идет.

2)Почему запрет начинается с вечера пятницы, если в правилах сказано, что его действие должно начинаться «яко в субботу, по вечернем входе»?

3)Почему указание из той же цитаты «паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу», в современных условиях практически нигде и никем не соблюдается, ни в рамках богослужения, ни в частном порядке (по крайней мере, во многих храмах)? Почему сейчас богослужения в будни, в том числе на Петров, Успенский или Рождественский пост, по части поклонов фактически не отличаются от «малой Пасхи» по воскресеньям или от служб в период Пятидесятницы?

4)Где сказано, что речь вообще идет именно о земных поклонах? Где сказано, что речь идет о вообще любых поклонах, а не только об «уставных» поклонах "по дню", формально обязательных для всех прихожан? "стояще приносят молитвы Богу" - а в остальное время сейчас как молитвы читаются, разве не "стояще"? "Паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу" - как-то не похоже, чтобы тут именно земные поклоны имелись в виду.

5)Если запрет на поклоны действительно обоснованный и категоричный - почему из него существует масса исключений (для священников, например, или, вроде бы, для келейных (домашних) молитвенных правил). Если же запреты на самом деле чисто организационно-рекомендательные, «смущения ради», ради «единообразия», и были актуальны для тогдашних условий и особенностей богослужебной практики - то насколько они сохранили свою актуальность в современных условиях, и почему сейчас эти запреты так жестко и последовательно отстаиваются и соблюдаются?

Кроме того - а есть ли, и соблюдаются ли аналогичные запреты в других Православных Церквях - Греческой, Болгарской, Румынской, Грузинской и др? У неправославных христиан - в частности, католиков, вроде бы никаких подбных запретов нет. А почему так? - не чтут, получается, День Пасхальный? - почему же им это никогда в вину не ставят, наряду в филиокве, стигматами и т.д.? Насчет протестантов - не знаю, хотя у большинства из них вроде бы от любых подобных «внешних проявлений благочестия» вообще отказались.

Вообще же, даже у православных священников и богословов, судя по всему, мнения по поводу этих запретов довольно разные и зачастую противоречащие утверждению про полный запрет. Вот, например, несколько цитат, навскидку найденных на разных православных форумах и порталах.

Цитировать

Существуют разные традиции, разные уставы о поклонах. В Уставе (см. Типикон) говорится, что единообразия в совершении поклонов мы придерживаемся “смущения ради” (чтобы не было смущения), для порядка в общем церковном собрании”. Устав о поклонах можно найти в постановлениях святых Отцов (см. Книгу правил Вселенских Соборов). Например, в Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни. Но речь идет не о молитвенном стоянии на коленях, а только о поклоне, о мгновенном падении ниц. Для келейных молитв в Правиле нет устава на поклоны. В келии по усердию, вернее, кому как благословят, в любой день можно совершать земные поклоны (по многим уставам и в праздники) - в этом греха нет. Во многих монастырях по благословению духовника в келии земные поклоны не возбранялись ни в какой день. В Иерусалиме на Гробе Господнем всегда, и в день Пасхи, принято делать земной поклон. Священники Престолу земные поклоны полагают всегда, даже и в Пятидесятницу! Тем паче по освящении Святых Даров и приходя ко Причащению. Ведь если, например, будет совершаться хиротония на Пасху, то ставленник кладет земные поклоны перед архиереем и Престолом и сам на хиротонии стоит на коленях, так тем более можно (и нужно) делать земной поклон перед Святыми Дарами, то есть Самим Господом. Один старец на вопрос о том, можно ли делать земные поклоны в воскресные дни, говорил: “А если тебе в воскресный день явился Сам Господь, ты сказал бы: “Господи, рад бы поклониться Тебе, но прости меня, сегодня устав не позволяет, приими от меня поясной поклон.”?” Конечно, мы не раздумывая, упали бы в ноги Господу. И жены-мироносицы, увидев воскресшего Господа, “ястеся за нози Его”, т.е. припали к ногам Спасителя.
То есть - возможна масса исключений из запрета на земные поклоны, для келий он вообще не работает, никакого четкого единообразия нет. А а основной аргумент для запрета их в храмах - по сути чисто организационный: “смущения ради” (чтобы не было смущения).

Или вот еще:

Цитировать

С одной стороны, в воскресные дни земные поклоны отменяются. Но это правило было написано в то время, когда храм посещали и в будние дни. Если ему следовать сейчас, получится, что земные поклоны в храме надо совсем отменить, но это уже ненормально. Поэтому мой личный совет: при явлении Святых Даров земно поклонитесь Спасителю, невзирая на день. Единственное время, когда для этого можно сделать исключение - время от Пасхи до Троицы, когда ВСЕ земные поклоны отменяются. Но и в этот период никто не может запретить Вам земным поклоном воздать честь Господу. Священники на Евхаристическом каноне и пред Причастием всегда, независимо от праздников, земно кланяются Спасителю в Святых Дарах.
Т.е. - православный священник прямо рекомендует делать земной поклон в воскресенье.

Еще:
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
http://www.pravoslavie.ru/answers/7011.htm

Цитировать

Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен в воскресенья и в дни святой Пятидесятницы... ...(90-е правило).
...Из приведенного постановления видно, что нельзя делать поклоны после вечернего входа, а не перед всенощным бдением, как это неверно понимают многие.
Т.е. - в субботу утренняя Литургия и частично вечернее Всенщное бдение - под запрет, на самом деле, не попадают.

Цитировать

Соглашусь с одним из лучших литургистов Церкви: «стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним» (архим. Киприан Керн).
Действительно, о стоянии на коленях Устав вообще ничего не говорит - только о поклонах. Относительно поклонов мнения различны. В Уставе говорится, что единообразия в совершении поклонов мы придерживаемся “смущения ради” (чтобы не было смущения), для порядка в общем церковном собрании”. Разные мнения можно найти у святых Отцов. Например, в Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни.
В целом нужно ориентироваться на местную приходскую практику: если на приходе положены поклоны в особо важные моменты, зачем нарушать общепринятую местную традицию? Так, свт. Иоанн Кронштадтский учил, что независимо от времени совершения Литургии нужно делать три поклона в течение службы: на входных перед Престолом, при преложении Даров и перед причащением непосредственно.
Насколько я понимаю, общепринятая практика предполагает, что абсолютно отменяются земные поклоны от Пасхи до Пятидесятницы, - даже и перед Дарами. Возможны, однако, исключения: самое простое - хиротония, ставленник делает земные поклоны даже и на Пасху...
Т.е. - мнения различны, рекомендации диаметрально разные, единого порядка на самом деле нет.

Там же:

Цитировать

...Вы поднимаете проблему, которая давно назрела в Церкви - вопрос об актуальности и действенности канонов. Бывают случаи, когда сложившаяся церковная практика превалирует над решениями Соборов. Возьмите хотя бы канон о возрасте рукополагаемых: диакон - не моложе 25, священник - не моложе 30. Этот канон на Руси вообще не соблюдался. В случае с поклонами - та же ситуация.
Т.е. - не всякое постановление древних Соборов сохранило актуальность в нынешние дни.

Там же:

Цитировать

Отдельные предписания насчет поклонов для священнослужителей есть в различных пособиях, а также и в богослужебных книгах. Например, архим. Спиридон "Практическое руководство по совершению Божественной литургии": "Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни якобы вовсе не допускаются Уставом и канонами - это мнение обывателей в литургике и... кабинетных уставщиков". По мнению некоторых литургистов, земные поклоны перед Престолом необходимо полагать всегда, независимо от дня или праздника. Впрочем, сложившаяся практика заменяет земные поклоны поясными в период от Пасхи до Пятидесятницы.
Вот прямо так: "мнение обывателей в литургике и... кабинетных уставщиков". Четкая и обоснованная отмена - только на период Пятидесятницы.

Там же:

Цитировать

Учитывая, что Пятидесятница - это всегда воскресный день, снова мы видим противоречия между правилами Соборов и церковным Уставом. Более того, опровергается и распространенное мнение, что не положено вставать на колени после причастия - молитвы коленопреклоненные читаются уже после Литургии.
..........
Действительно, сейчас коленопреклонения носят частный характер (за исключением Троицы), в то время как постановления Соборов касаются общих коленопреклонений. Индивидуальная практика никогда не регулировалась.
Получается, что на разных приходах по-разному относятся к традиции земных поклонов в воскресные дни.
Приводимые Вами мнения отцов апеллируют к постановлениям Соборов, не учитывая контекста и реалий того времени. Каноны относятся к общецерковной молитве ("мы"), причем ординарной (т. е. совершаемой ежедневно), а не к частной практике благочестия (каковой и являются, например, поклоны перед святыней). Видом ординарной общецерковной молитвы, читаемой на коленях, в IV в. была ектения.
Видимо, придется нам сделать вывод, что в настоящее время унификация поклонов вообще отсутствует в Церкви. Есть некоторые частные случаи: мы уже говорили о службе на Троицу, где сохранились прошения ектении "преклоньше колена" - отголоски древней традиции, когда поклоны делали ВСЕ ВМЕСТЕ. Сейчас такого практически нет: разве что молитва св. Ефрема Сирина в посту, да и то некоторые не делают поклонов.
А если взять будние дни, то по логике поклоны полагаются (в отличие от дней воскресных). И когда же, скажите пожалуйста, мы делаем поклоны "всем храмом"? А может, многие делают три земных поклона перед входом в храм, по Уставу?

Итак: общая практика, к которой только и применимы эти запреты; индивидуальная практика, которая никогда не регулировалась; необходимость учитывать контекст постановлений Соборов и произошедшие с тех пор существенные перемены.
И кстати, действительно - а многие ли делают три земных поклона при входе в храм, по Уставу? Ну хотя бы на Великий пост, в будни? Хотя ведь положено это, насколько понимаю, и не только на Великий пост... Однако - ни разу такого видеть не приходилось.

И еще оттуда же:
http://azbyka.ru/forum/showthread.php?p=58405

Цитировать

Вот мнение о. Михаила Желтова - ведущего литургиста МДА:
Если взглянуть на вопрос с исторической т. зр., то известные канонические предписания не совершать коленопреклонений по воскресеньям и в период Пятидесятницы относятся к ектениям. Когда-то очень-очень давно во время ектений (которых было сильно меньше, но сами они были подлиннее) народ стоял на коленях.
Сейчас же мы круглый год служим по-воскресному - все ектении стоя. И только в день Пятидесятницы "возвращаемся" к тому, что когда-то было действительно повседневным - читаем ектении коленопреклонно. Только если когда-то коленопреклонные ектении вечерни Пятидесятницы были просто возвращением к повседневности - коленопреклонным ектениям остальных дней года, то со временем, с падением практики коленопреклонных ектений, это было переосмыслено как "особенность" Троицкой вечерни.
Все это было давным-давно. Настолько давно, что и переосмысление произошло тоже очень-очень давно: знаком этого переосмысления являются коленопреклонные молитвы Пятидесятницы, дописанные со временем - тогда, когда все уже и забыли, зачем это на Троицкой вечерне ектении нужно слушать коленопреклонно. Но это дописывание произошло никак не позже 8 века, так что уже и в 8 веке ектении давно не читались коленопреклонно.
Практический вывод отсюда такой: с исторической точки зрения обсуждаемые канонические правила не имеют никакого отношения к частным коленопреклонениям по тем или иным случаям. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся.

Т.е. получается, "воскресные запреты" - они вообще не к земным поклонам относятся, а совсем даже к другому. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся, оснований запрещать это, получается, на самом деле нет. Ограничения могут быть только технические, - нехватка места, например.

В общем, по итогам всего вышеперечисленного- получается, что запрет на земные поклоны и для воскресений-то не очень четко обоснован, а для суббот и праздников, выпадающих на будни - тем более. Так есть ли какой-то смысл так последовательно настаивать на исполнении этих запретов? Из-за которых фактически происходит полное выпадение благочестивой практики земных поклонов из богослужений в течение всего года, а также, по косвенным причинам, - в значительной мере и из богослужений Великого Поста. Или что, практика земных поклонов вообще морально устарела, и в современном Православии вообще больше не нужна?