VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги

Подлинник настоящего документа подшит в уголовном деле № 1-239/2015, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан Галимуллин Р.И., с участием:

государственного обвинителя – старшего помощника прокурора г. Набережные Челны Абдулкасымова М.Ш.,

подсудимой Сацук А.Ю.,

защитника Шелковниковой О.М., представившей удостоверение... и ордер...,

потерпевших СР., СА., ЗР., ДВ., З., С., О., ГИ., ДН., АД.,

представителей потерпевших МР., ГВ., ГР., БР.,

при секретаре Шакировой Г.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению:

Сацук А.Ю., ... не судимой,

в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи , частью 4 статьи ,

установил:

Сацук А.Ю., являясь единственным учредителем общества с ограниченной ответственностью управляющая жилищная компания «Ключевое» (далее ООО УЖК «Ключевое», управляющая компания либо общество), расположенного по адресу: г. Набережные Челны, новый город, дом 47/36/6, занимая в соответствии с решением единственного участника... от 29 октября 2009 года должность генерального директора ООО УЖК «Ключевое», осуществляя руководство текущей деятельностью общества, являясь единоличным исполнительным органом данной управляющей компании и выполняя в ней управленческие, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, связанные с представлением интересов управляющей компании во всех организациях и учреждениях, совершением от ее имени сделок, распоряжением ее имуществом в пределах, установленных уставом общества, используя свое служебное положение, осознавая, что управляющая компания не осуществляет реализацию тепловых ресурсов, а выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь в силу своих должностных полномочий распределением денежных средств, поступающих от собственников и нанимателей жилых помещений в качестве оплаты за потребляемые коммунальные ресурсы, предоставляемые ресурсоснабжающими организациями, в период с 1 января 2012 года до 18 февраля 2014 года, в дневное время, находясь в офисе ООО УЖК «Ключевое», расположенного по адресу: г. Набережные Челны, новый город, дом 47/36/6, действуя умышленно, в целях извлечения для себя выгод имущественного характера и нанесения вреда ресурсоснабщающим организациям ОАО «Таттеплосбыт» и ОАО «Генерирующая компания», осознавая общественную опасность и противоправность своих действий, предвидя неизбежность причинения в результате ее преступных действий общественно-опасных последствий в виде причинения существенного вреда и желая этого, злоупотребила своими полномочиями вопреки законным интересам ООО УЖК «Ключевое», что повлекло причинение существенного вреда ОАО «Таттеплосбыт» и ОАО «Генерирующая компания», выразившегося в причинении имущественного ущерба в размере 6 634 122 рублей 32 копеек, при следующих обстоятельствах.

Так, 28 февраля 2005 года в ИФНС России по г. Набережные Челны было зарегистрировано ООО «ЗЯБЖилСервис», которое 20 октября 2009 года на основании решения... единственного участника ООО «ЗЯБЖилСервис» переименовано в ООО УЖК «Ключевое». В соответствии пунктом 3.1 устава ООО УЖК «Ключевое» основной целью деятельности общества является получение прибыли. В соответствии с пунктом 3.3 устава к основным видам деятельности общества относятся управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда.

В период времени с 29 октября 2009 года по 18 февраля 2014 года для осуществления своей деятельности по управлению многоквартирными домами генеральный директор ООО УЖК «Ключевое» (ранее ООО «ЗЯБЖилСервис») Сацук А.Ю. заключила типовые договоры на управление многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории новой части г. Набережные Челны по следующим адресам: дом 59/19, 59/21, 50/14А, 20/01, 54/18А, 47/36/1, 47/36/6, 47/36/5, 27/05А, 27/10А, 13/16, 9/23В, 52/20А, в соответствии с условиями которых собственники жилых помещений поручали управляющей компании заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки коммунальных услуг и предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества, в том числе горячее водоснабжение и отопление. Ресурсоснабжающие организации в свою очередь в течение согласованного срока за плату должны были оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанных домах, предоставлять коммунальные услуги собственникам жилых помещений.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Гражданский иск о возмещении материального ущерба ОАО «Генерирующая компания» в размере 24 795 189 рублей и конкурсного управляющего ООО УЖК «Ключевое» АД. в размере 9 710 757 рублей 8 копеек суд считает необходимым передать для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства в связи с необходимостью производства дополнительных расчетов, требующих отложения судебного разбирательства, признав при этом за ОАО «Генерирующая компания» и конкурсным управляющим АД. право на удовлетворение гражданского иска.

приговорил:

Признать Сацук А.Ю. виновной в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи , частью 4 статьи и назначить ей наказание:

По части 1 статьи – 1 (один) год 6 (шесть) месяцев лишения свободы;

По части 4 статьи – 2 (два) года лишения свободы.

В соответствии с частью 3 статьи путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно Сацук А.Ю. назначить наказание в виде 3 (трёх) лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на заключение под стражу и взять Сацук А.Ю. под стражу из зала суда.

Отменить арест, наложенный на земельный участок сельскохозяйственного назначения под кадастровым номером... общей площадью 145182 кв.м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, ...

Отменить арест, наложенный на расходную часть:

лицевого счета...

лицевых счетов ООО УЖК «Ключевое» №..., 407..., находящихся в ООО «Камский горизонт» г. Набережные Челны; №..., 40..., находящихся в ОАО «Ак Барс» Банк в г. Набережные Челны; №..., 40..., находящихся в филиале ОАО «Интехбанк» в г. Набережные Челны;

лицевого счета...

Признать за ОАО «Генерирующая компания» и конкурсным управляющим ООО УЖК «Ключевое» АД. право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Вещественные доказательства: ... – оставить у АД.;

Вернуть Сацук А.Ю.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня провозглашения через Набережночелнинский городской суд, а осужденной Сацук А.Ю. в тот же срок со дня вручения ей копии приговора. В случае подачи апелляционной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Судья (подпись).

Копия верна.

Судья: Р.И. Галимуллин

Секретарь судебного заседания: Г.Х. Шакирова

Судья: Р.И. Галимуллин

Суд:

Набережночелнинский городской суд (Республика Татарстан)

Иные лица:

Сацук А.Ю.

Судьи дела:

Галимуллин Р.И. (судья)

Судебная практика по:

По коммунальным платежам

Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ


Присвоение и растрата

Судебная практика по применению нормы ст. 160 УК РФ

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 г. N 303-ЭС15-7918 Суд отменил судебные акты об отказе в удовлетворении иска по делу о взыскании неосновательного обогащения, поскольку при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвуют эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик, в связи с чем вопреки позиции апелляционного и окружных судов управляющая компания может быть ответчиком по предъявленному иску

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Самуйлова С.В.,

судей Кирейковой Г.Г. и Разумова И.В.,

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (г. Хабаровск, далее - ресурсоснабжающая организация)

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 (судьи Ротко Л.Ю., Засорин К.П., Мокроусова Л.А.) и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.04.2015 (судьи Захаренко Е.Н., Камалиева Г.А., Солодилов А.В.)

по делу Арбитражного суда Приморского края N А51-19554/2014

по иску ресурсоснабжающей организации

к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Влад Дом" (г. Владивосток, далее - управляющая компания)

о взыскании неосновательного обогащения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Самуйлова С.В., вынесшего определение от 21.10.2015 о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании, а также объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия установила:

в исковом заявлении ресурсоснабжающая организация потребовала взыскать с управляющей компании 20 025,61 руб., составляющих стоимость тепловой энергии, поставленной с 9 по 20 октября 2013 года в дом N 33а по улице Давыдова города Владивостока.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.09.2014 (судья Кучинский Д.Н.) иск удовлетворен.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.04.2015, судебное решение отменено, в удовлетворении иска отказано.

Суды руководствовались пунктом 2 статьи 308, пунктом 1 статьи 539, статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 44, частями 7, 7.1 статьи 155, частью 3 статьи 161, частями 7, 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 14, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354), пунктами 3, 6, 7 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, далее - Правила N 124).

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ресурсоснабжающая организация просила постановления апелляционного и окружного судов отменить, ссылаясь на нарушение ими статей 539, 544 ГК РФ, пункта 7 статьи 155, статьи 162 ЖК РФ, Правил N 354 и N 124.

По мнению заявителя, внесение платы за коммунальный ресурс непосредственно ресурсоснабжающей организации рассматривается как выполнение обязательств по оплате коммунальной услуги перед исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией), в свою очередь обязанным перед ресурсоснабжающей организацией, поэтому управляющая компания является надлежащим ответчиком. Заявитель также не согласен с выводами судов о дате сдачи жилого дома в управление ответчику.

В судебное заседание представители сторон не прибыли, дело рассмотрено без их участия.

Законность обжалованных судебных актов проверена судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, и в той части, в которой они обжалуются (пункт 2 статьи 291.14 АПК РФ).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 09.10.2013 собственники помещений в многоквартирном жилом доме N 33а по улице Давыдова города Владивостока (далее - дом N 33а) на общем собрании для управления своим домом выбрали общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Влад Дом" и решили вносить плату за горячее водоснабжение и отопление (включая объемы коммунальных ресурсов, потребляемые на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Впоследствии управляющая компания приняла указанный дом в управление у прежней управляющей компании - открытого акционерного общества "Славянка".

В связи с этими обстоятельствами дом N 33а включен в перечень объектов, в которые поставлялась тепловая энергия и горячая вода в рамках договора от 01.09.2013, заключенного между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией. По условиям этого договора (пункт 2.1.4) в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за тепловую энергию и (или) горячую воду непосредственно ресурсоснабжающей организации, последняя обязуется производить расчеты с собственниками и пользователями жилого фонда исполнителя: открывать и закрывать лицевые счета, производить начисления и перерасчеты в соответствии с действующим законодательством, печатать и доставлять платежные документы, осуществлять сбор платежей непосредственно с собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме за услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

Ресурсоснабжающая организация с 09.10.2013 по 20.10.2013 поставила в дом N 33а тепловую энергию и горячую воду.

Поставленные ресурсы не оплачены ни собственниками помещений, ни исполнителем коммунальных услуг, что явилось поводом для обращения ресурсоснабжающей организации в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

Возражая против удовлетворения иска, управляющая компания сослалась на то, что обязанность по оплате поставленных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией несут непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме.

Удовлетворив иск в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик управляет домом с 09.10.2013 и в силу своего статуса должен оплачивать коммунальные ресурсы. Решение собственников об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающей организации не освобождает управляющую компанию как исполнителя коммунальных услуг и абонента по договору энергоснабжения оплатить ресурсоснабжающей организации поставленные ресурсы в части, не оплаченной собственниками помещений.

Апелляционный и окружной суды пришли к противоположному выводу исходя из того, что управляющая компания не является надлежащим ответчиком по делу, так как на основании решения собственников плата за тепловую энергию должна вноситься собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Следовательно, иск о взыскании задолженности должен быть подан в отношении конкретных собственников помещений, не оплативших коммунальные услуги за указанный период времени. Окружной суд указал также, что на управляющую компанию не может быть возложена обязанность по оплате коммунального ресурса, постановленного с 09.10.2013 по 16.10.2013, так как дом передан ей в управление только с 16.10.2013.

Между тем, суды не учли следующее.

В соответствии с пунктами 2, 2.1 статьи 13, статьями 15, 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьями 539, 544, 548 ГК РФ правоотношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя регулируются договорами теплоснабжения и поставки горячей воды, заключаемыми потребителями с теплоснабжающими организациями. По условиям этих договоров теплоснабжающая организация обязана поставить энергоресурсы в точку поставки (точку присоединения), а потребитель оплатить фактически приобретенные объемы энергоресурсов.

Тепловая энергия и горячая вода, поставляемые в жилые дома, используются для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).

Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).

В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.

Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвуют эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.

В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается об обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.

Ввиду изложенного судебная коллегия пришла к выводу о том, что, вопреки позиции апелляционного и окружных судов, управляющая компания может быть ответчиком по предъявленному иску.

Порядок определения даты, с которой управляющая организация обязана приступить к выполнению договора управления и к предоставлению коммунальных услуг, урегулирован в пункте 7 статьи 162 ЖК РФ и пункте 14 Правил N 354. При этом функции управления многоквартирным домом объективно не могут быть осуществлены до передачи этого дома управляющей организации. Оценка доказательств и установление обстоятельств, связанных с началом исполнения ответчиком коммунальных услуг, находится в компетенции судов первой и апелляционной инстанций, однако данный вопрос судами не разрешен, так как не дана судебная оценка противоречиям между предложенными сторонами спора вариантами.

В связи с существенным нарушением норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, на основании пункта 1 статьи 291.11 АПК РФ решение от 29.09.2014, постановления от 23.12.2014 и от 06.04.2015 по делу N А51-19554/2014 подлежат отмене. Ввиду того, что для принятия решения по существу спора необходима оценка доказательств и установление обстоятельств, указанных в настоящем определении, судебные акты отменяются в полном объеме и дело направляется на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует оценить доказательства, представленные сторонами, установить дату, с которой ответчик приступил к оказанию коммунальных услуг в доме N 33, и исходя из этого определить размер задолженности.

Руководствуясь статьями 291.11, 291.13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:

решение Арбитражного суда Приморского края от 29.09.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.04.2015 по делу N А51-19554/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья Кирейкова Г.Г.
Судья Разумов И.В.

Обзор документа

Ресурсоснабжающая организация потребовала взыскать с управляющей компании стоимость теплоэнергии, поставленной в жилой дом.

Суды трех инстанций разошлись во мнениях.

СК по экономическим спорам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение, пояснив следующее.

На общем собрании собственники упомянутого многоквартирного дома решили вносить плату за горячее водоснабжение и отопление непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Между тем поставленные ресурсы не были оплачены ни собственниками, ни исполнителем коммунальных услуг (ответчиком).

Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством.

Из ЖК РФ следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.

При выборе собственниками управляющей организации она несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг. Она должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими такие ресурсы.

Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем таких услуг.

Такой статус обязывает данную организацию в т. ч. оказывать коммунальные услуги, а также дает право требовать за это плату с потребителей.

Таким образом, если в доме имеется управляющая организация, то в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов участвуют она (как исполнитель коммунальных услуг) и ресурсоснабжающая организация (как поставщик).

Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь, потребители оплачивают эти услуги ей как исполнителю.

Потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Однако это не меняет схему договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов и не освобождает управляющую организацию от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, в котором это не сделали потребители.

При этом надо учитывать, что функции управления объективно не могут быть осуществлены до передачи многоквартирного дома управляющей организации.

Похищение электрической или тепловой энергии путем ее самовольного использования (ст. 188-1 УК).

Основным непосредственным объектом этого преступления является право собственности на электрическую и тепловую энергию, а дополнительными объектами - установленный порядок обеспечения потребителей (бытовых, промышленных и др) указанными видами энергии, а также нормальная деятельность объектов электроэнергетики и теплоснабжения.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 188-1 УК, признается электрическая и тепловая энергия. Благодаря особенностям этих энергетических ресурсов при их поставках потребителям осуществляется через присоединенную сеть - электрическую сеть (для электрической энергии) и трубопроводы - тепловые сети (для тепловой энергии). Признание электрической и тепловой энергии предметом рассматриваемого преступления основывается, во-первых, на наличии у указанных видов энергии параметров, которые позволяют определять размер их потребления, и, во-вторых, на понимании предмета преступления как материальных (физических) образований, которые могут быть восприняты с помощью органов чувств человека или специальных технических средств.

Электрическая энергия - это разновидность энергии, связанный с использованием электротока, энергоноситель, который отличается от других энергоносителей особыми потребительскими качествами и физико-техническими характеристиками (одновременность производства и потребления, невозможность складирования, возврата и переадресации) и предназначен для преобразования в механическую (через использование электроустановок и токоприемников) или тепловую энергию. Электрическая энергия, произведенная на объектах электроэнергетики, имеет потребительскую стоимость и выступает на рийку как товар.

тепловой энергией следует понимать теплоноситель - жидкую или газообразную вещество (пар, горячая и перегретая вода), циркулирующей в трубах или каналах и передает тепловую энергию в системах теплоснабжения, отопления, вентиляции и технологических установках. Тепловая энергия, которая вырабатывается на объектах сферы теплоснабжения (теплогенерирующие станции, тепловые электростанции, котельные и т. п) и на объектах электроэнергетики для отопления, подогрева питьевой воды, других хозяйственных и технологических потребностей потребителей, признается товарной продукцией, предназначенной для купли-продажи.

Следует добавить, что на содержание специфических признаков предмета преступления, предусмотренного ст. 188-1 УК, непосредственно влияют и особенности использования альтернативных источников энергии - возобновляемых источников энергии, перечень и особенности использования которых представлен в ст. 1 Закона "альтернативные источники энергии" от 20 февраля 2003 года.

Не признается предметом преступления, предусмотренного ст. 188-1 УК, газ - полезное ископаемое, которое представляет собой смесь углеводов и неуглеводных компонентов, находится в газообразном состоянии при стандартных условиях (давлении 760 мм ртутного столбца и температуре 20 С) и является товарной продукцией, которая посредством использования соответствующих приборов может превращаться в тепловую или электрическую енергію368. Противоправное завладение газом (как естественным, так и искусственным) в зависимости от способа преступного посягательства на этот вид имущества должно расцениваться, в частности, как кража (ст. 185 УК), грабеж (ст. 186 УК) или мошенничество (ст. 190 УК).

Объективная сторона анализируемого преступления выражается в похищении любым способом (тайно, открыто, с применением обмана и т. д) электрической или тепловой энергии. При этом в диспозиции ч. 1 ст. 188-1 УК конкретизировано, что преступление может быть совершено путем: 1) самовольного использования энергии без приборов учета, если использование таких приборов является обязательным; 2) повреждения приборов учета.

Суть преступления, предусмотренного ст. 188-1 УК, заключается в том, что виновный незаконно (самовольно, вопреки установленном порядке) и безвозмездно потребляет электрическую или тепловую энергию, нанося большой ущерб потерпевшему.

Самовольное использование электрической или тепловой энергии без приборов учета имеет место тогда, когда виновный потребляет энергию бесконтрольно - без соответствующих приборов учета при условии, что использование таких приборов учета является обязательным (например, лицо с помощью скрытого переключателя скрытой электропроводки потребляет электрическую энергию вне прибором учета - без обязательного в этом случае подсчет количества потребленной энергии).

Повреждения приборов учета как способ похищения электрической или тепловой энергии предусматривает приведение подобных приборов в состояние, которое делает невозможным их полноценное использование по целевому назначению и обеспечивает неконтролируемый такими приборами (без учета вообще или с неполным учетом) использования (потребления) электрической или тепловой энергии (например, разбивание отдельных элементов приборов учета, разрушения их корпуса или отдельных деталей, заливки жидкостью)370.

других способов похищение электрической или тепловой энергии можно отнести, в частности: самовольное подключение к электро - или теплосети, в результате которого осуществляется потребление энергии без заключения с энергопоставщиком договора о пользовании энергией (в том числе подключение к электросети вне прибора (средством) учета скрытой электропроводкой и подключение отсоединенного представителями энергоснабжающей организации электрооборудования); вмешательство в работу приборов (средств) учета, что приводит к искажению данных об объем (количество) потребленной энергии (механическое торможение диска прибора учета; установка перемычки, как шунтирует круг тока счетчика; использование различного рода устройств (например, автотрансформаторов), которые уменьшают показания прибора учета; изменение положения счетчика после его установки; обесточивания кругов тока или кругов напряжения прибора учета; самовольное установление потребителем трансформаторов тока или напряжения, коэффициенты трансформации которых не соответствуют установленным требованиям); изменение схемы включения приборов учета; пользование льготой относительно уплаты за потребление электрической или тепловой энергии, если льготу предоставлено в результате представления лицом заведомо ложных сведений; водозабор из систем отопления через краны и другие устройства.

Похищение электрической или тепловой энергии путем ее самовольного использования образует состав законченного преступления, если такими действиями нанесен значительный ущерб, размер которого, согласно примечанию к ст. 188-1 УК в сто и более раз превышает НМДГ.

Субъект преступления - общий. Субъективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется прямым умыслом.

Это Юрий Мащенко – профессионал, инженер-проектировщик и просто человек вскрывший очередную афёру наших жуликов и воров.


Это частный случай из моего района, но я уверен далеко не единственный. Пользуясь нашей технической безграмотностью, общим упадком образования и отъездом специалистов за рубеж, чиновники и поставщики услуг грабят нас с вами. Так было и с жильцами одной из пятиэтажек на Преображенской площади, которые годами переплачивали МОЭК. Благодаря нехитрой схеме коммунальщиков, жильцы дома вместо 2 000 000 рублей заплатили 6 000 000 – в 3 раза больше!

В доме Юрия несколько лет назад поставили общедомовые счётчики теплоэнергии. Дом надо сказать необычный – пятиэтажка последней серии с очень толстыми стенами, хорошо держащими тепло. На удивление платежи ежемесячно становились только больше, пока Юрий не спустился в подвал и не «обалдел». То, что он увидел, повергло его в настоящий шок.


Схема установленных в подвале труб, не сходилась ни с какими нормами, а цифры на счётчиках не поддавались никаким математическим вычислениям. Просто Юрий был одним из проектировщиков заводов электроники в союзе, и то, что для нас китайская грамота, для него хлеб в профессии. Ну не может утеплённая пятиэтажка потреблять половину нормы завода – это возможно только при ежедневной температуре на улице в -50! На общедомовом собрании жильцов было решено не платить. МОЭК недальновидно подал в суд, а это Юрию было и нужно.

Уже на первом суде всплывали новые шокирующие подробности – к инженеру в руки попали целые коробки документации цифр, таблиц, схем и графиков. Оказалось, что пять домов с собственными счётчиками были подключены по одной общей трубе (вместо индивидуальных), но главное, коммунальщики в эту сеть подключили близстоящую огромную девятиэтажку! Сделав точные расчёты, выяснилось, что и индикаторы выдающие информацию на счётчики (давление, плотность, температуру и т.д.) в подвальных трубах, вообще были установлены на улице! Выше нормы были и технические потери тепла из труб.

Регулирование и учет тепловой энергии наболевший вопрос не только для потребителей, но и для самих энергетиков. Поэтому новые правила коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя в соответствии с изменениями, внесенными в постановление под номером 1034 в октябре 2019, пришлись как нельзя кстати. Плюс к этому облегчает работу организаций, поставляющих тепло, методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, утвержденная приказом Министерства строительства под номером 99/пр в 2014 году.

Работникам энергетических предприятий гораздо проще разобраться в нюансах перечисленных нормативно – правовых актов, чем простым потребителям электричества. Особенно тем, у кого нет даже базового юридического образования. Просматривать гигабайты информации, вчитываясь в комментарии и объяснения достаточно сложно. Именно поэтому на нашем сайте работают опытные квалифицированные специалисты, которые дают консультации простым обывателям совершенно бесплатно.

Постановление 1034, дополненное в 2019 году содержит основные положения учета энергии, в том числе и в многоквартирном доме (и в обычном жилом доме, отопление в котором центральное, а не печное или газовое).

Основные положения 1034-го постановления:

  • требования, которым должны соответствовать счетчики учета тепловой энергии;
  • как правильно устанавливать счетчики;
  • как правильно проверять счетчики теплоэнергии;
  • правила оплаты потребителями в многоквартирном доме;
  • контролирование качества поставляемого тепла;
  • характеристики, которым должны соответствовать тепловая энергия и теплоноситель для осуществления контроля качества;
  • как распределять возможные потери энергоресурсов;
  • определение использованной энергии для учета с коммерческой целью;
  • методическое пособие по учету тепла;
  • иные положения постановления, касаемые в том числе учета теплоэнергии в многоквартирном доме в 2019.

Цели организации коммерческого учета тепловой энергии в 2019 году:

  • организация расчета между поставщиками и потребителями тепловой энергии;
  • контролирование режимов работы теплового оборудования (ведение журнала, в котором будет отмечена каждая мелочь, в том числе и поломки и ремонты);
  • контролирование рационального использования тепла в многоквартирном доме;
  • распределение оплаты за тепло по справедливости (в более утепленном подъезде многоквартирного дома будет теплее, а значит платить меньше, чем те, в которых подъезды «топят улицу»);
  • стимуляция потребителей к экономии;
  • переход ответственности и обслуживания общедомового имущества от ЖКХ к собственникам;
  • организация документооборота относительно учета тепловой энергии и теплоносителя (например, ведение журнала) в 2019 году.

Более подробно с правилами учета тепла можно ознакомиться более тщательно изучив постановление. Или обратившись с вопросом к консультантам.

Журнал учета тепла в многоквартирном доме в 2019

Вышеуказанные правила предусматривают обязательное ведение журнала учета поставляемого тепла в многоквартирном доме. Показания снимать необходимо каждый день в одинаковое время. Согласно приложению постановления 1034 в 2019 году лицевая сторона данного документа отражает данные абонента (потребителя):

  • название;
  • абонентский номер;
  • адрес;
  • данные ответственного лица;
  • номер телефона;
  • коэффициенты, используемые для перерасчетов;
  • дата начала и завершения ведения журнала.

Журнал учета тепла в доме должен содержать следующую информацию:

  • дату снятия показаний;
  • время снятия показаний;
  • объем (количество) поставляемого тепла;
  • вес теплоносителя по подающей трубе;
  • вес теплоносителя по обратке;
  • температура по подающей трубе;
  • температура по обратке;
  • таймер.

Страницы журнала должны иметь порядковые номера. Сам документ в обязательном порядке прошнуровывается и опечатывается, чтобы избежать подмены записей или потери листочков. Также, в журнале, в обязательном порядке указываются все возможные неполадки и проблемы, возникшие с теплоносителем или счетчиком. Потребитель в течение суток обязан уведомить о поломке сотрудников Госэнергонадзора. В конце месяца потребитель предоставляет копию журнала и показания приборов, контролирующих параметры теплоносителя в организацию, которая занимается снабжением тепловой энергии.

Сложности установки и использования прибора учета в 2019

Несмотря на то, что правительство вроде как заботиться о своих гражданах, сложностей с нововведениями избежать не удастся. Особенно на первых порах, пока обычные люди будут вникать и пытаться понять, что в законе изменилось и зачем им это нужно. Давайте, сначала, перечислим основные сложности, которые ожидают собственников жилой площади в многоквартирном доме в 2019.

  • оплата общедомовых счетчиков и стоимость их установочных работ ложиться на плечи потребителя;
  • выплата доли жильцов, занимающих коммунальные квадратные метры, будет произведена от муниципалитета;
  • в счет за жилье будет включен пункт оплаты ремонта счетчика (независимо от того, ломался он или нет);
  • УК, которая ежемесячно должна платить за использованное тепло, чтобы не оставить весь дом без отопления, может распределить долю неплательщиков на добросовестных потребителей. Это, конечно, незаконно, но такие случаи уже были;
  • закон не говорит о том, что делать, если в работе счетчика будут перебои, как рассчитывать оплату? Наиболее вероятно, что ЖКХ или УК решит явно не в пользу потребителей, а будет действовать в своих интересах.

А теперь давайте более подробно разберем каждый пункт. Стоимость указанных в первом пункте перечня приборов и их обслуживание выйдет ой как недешево. По примерным расчетам эта сумма будет не меньше 150 000 рублей. Жителям коммунальных квартир вроде бы и проще, муниципалитет возьмет расходы на себя. Но ведь мы понимаем, что бюджет не резиновый и дополнительные затраты в нем вряд ли были заложены заранее. Значит, придется экономить на всем подряд. В том числе и на капитальных и текущих ремонтах. А вот владельцы приватизированных квартир свою долю будут выплачивать самостоятельно. И не факт, что каждому данная сумма будет по карману.

Радует одно, в домах под снос и в малоквартирниках, где стоимость установки приборов учета превысит полугодовую оплату за теплоэнергию, ничего устанавливать не будут. В общем, явно полезный совет, который можно дать потребителям – в случае возникновения проблем, обращайтесь сразу за советом к опытным юристам. Это можно сделать через форму обратной связи на нашем сайте бесплатно.