Презентация "Педагогические идеи А.С.Макаренко". Воспитательная система макаренко а с к семинару по Презентация на тему а с макаренко























1 из 22

Презентация на тему: Макаренко

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Антон Семенович Макаренко Антон Семенович Макаренко Жизнь и деятельность А. С. Макаренко Начало педагогической деятельности Важнейшие принципы педагогической теории и практики Воспитание в коллективе и через коллектив Значение игры в воспитании О семейном воспитании Литературная деятельность Московский педагогический музей А.С.Макаренко. Педагогика А. С. Макаренко в наши дни

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Антон Семенович Макаренко Антон Семенович Макаренко Родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего - маляра вагонных железнодорожных мастерских. В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище. В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, пригород Кременчуга. Окончил четырёхклассное училище в Кременчуге (1904) и одногодичные педагогические курсы (1905). Работал учителем в железнодорожном училище в посёлке Крюков, затем на станции Долинская. Окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью (1917). В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован. В 1917-1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 г. переехал в Полтаву.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Он не отделял учение от воспитания, одно у него вытекало из другого, дополняло друг друга и было еще сцементировано крепкой привязанностью учителя к детям и детей - к учителю. Добавьте сюда абсолютное чувство справедливости, которым обладал Макаренко, его редкостную эрудицию, и можно понять, на чем держался уже тогда его непререкаемый авторитет. Он не отделял учение от воспитания, одно у него вытекало из другого, дополняло друг друга и было еще сцементировано крепкой привязанностью учителя к детям и детей - к учителю. Добавьте сюда абсолютное чувство справедливости, которым обладал Макаренко, его редкостную эрудицию, и можно понять, на чем держался уже тогда его непререкаемый авторитет.

№ слайда 7

Описание слайда:

А. С. Макаренко считал, А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”,- говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

№ слайда 10

Описание слайда:

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим. А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.

№ слайда 13

Описание слайда:

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. После посещения колонии для несовершен-нолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД - 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко - «Педагогическая поэма» (1935).

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». В начале 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

№ слайда 16

Описание слайда:

Музей был основан в 1983 г. Экспозиция музея расположенав двух залах. Первый рассказывае о жизни и творчестве Макаренко, его воспитанниках и соратниках; второй посвящен его воспитанникам и творческому применению наследия Макаренко в современном образовании. Музей был основан в 1983 г. Экспозиция музея расположенав двух залах. Первый рассказывае о жизни и творчестве Макаренко, его воспитанниках и соратниках; второй посвящен его воспитанникам и творческому применению наследия Макаренко в современном образовании. В музее имеется также библиотека, архив печатных и рукописных материалов об А.С. Макаренко. В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии, "Макаренковские среды", на которых проходит обсуждение современных проблем педагогики и воспитания, организуются консультации психолога для детей и родителей, работает лекторий.

№ слайда 17

Описание слайда:

А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее. А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее. В процессе педагогизации процесса исправления несовершеннолетних обращение к наследию одного из выдающихся педагогов ХХ века – А.С. Макаренко, попытки перечитать его заново, представляются закономерными. Педагог-новатор работал с трудным в воспитательном отношении контингентом подростков-правонарушителей. Он создал новый тип воспитательного учреждения- колонию имени М. Горького и коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, в которых функционировала эффективная педагогическая система. Мы обращаемся к педагогическому наследию А.С. Макаренко не ради знания тех или иных цитат из произведений педагога, а для того, чтобы использовать знания, его идеи в своей практике.

Описание слайда:

Вряд ли можно назвать несовременной цель, которую ставил А.С. Макаренко перед своей педагогической системой: из подростка-правонарушителя сделать «настоящего культурного человека, работника, такого работника, которого можно будет выпустить из учреждения, как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, образованного и воспитанного, здорового физически и психически». Вряд ли можно назвать несовременной цель, которую ставил А.С. Макаренко перед своей педагогической системой: из подростка-правонарушителя сделать «настоящего культурного человека, работника, такого работника, которого можно будет выпустить из учреждения, как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, образованного и воспитанного, здорового физически и психически».

№ слайда 20

Описание слайда:

В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания. В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания. С социально-педагогической системой, воплощенной в жизнь А.С. Макаренко, приезжали знакомиться авторитетные педагоги из-за рубежа. И завершить свои размышления хотелось бы высказыванием «из Макаренко» «Нужно всегда чувствовать себя накануне победы, и она обязательно придет».

№ слайда 21

Описание слайда:

А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел. А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел.

Слайд 2

Антон Семенович Макаренко Начало педагогической деятельности Важнейшие принципы педагогической теории и практики Воспитание в коллективе и через коллектив Значение игры в воспитании О семейном воспитании Литературная деятельность Московский педагогический музей А.С.Макаренко. Педагогика А. С. Макаренко в наши дни

Слайд 3

Антон Семенович Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А. С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

Слайд 4

Жизнь и деятельность А. С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко Родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего - маляра вагонных железнодорожных мастерских. В 1897 году поступил в начальное железнодорожноеучилище. В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, пригород Кременчуга. Окончил четырёхклассное училище в Кременчуге (1904) и одногодичные педагогическиекурсы (1905). Работал учителем в железнодорожном училище в посёлке Крюков, затем на станции Долинская. Окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью (1917). В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован. В 1917-1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 г. переехал в Полтаву.

Слайд 5

По поручению Полтавского губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряж под Харьковом; заведовал ею (1920-1928), с октября 1927 года руководил трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых на практике применял разработанную им педагогическую систему. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.

Жизнь и деятельность А. С. Макаренко

Слайд 6

Начало педагогической деятельности

Он не отделял учение от воспитания, одно у него вытекало из другого, дополняло друг друга и было еще сцементировано крепкой привязанностью учителя к детям и детей - к учителю. Добавьте сюда абсолютное чувство справедливости, которым обладал Макаренко, его редкостную эрудицию, и можно понять, на чем держался уже тогда его непререкаемый авторитет. С осени 1911 года Макаренко работает в железнодорожной школе станции Долинская. При школе – интернат для путейских детей, с которыми новый учитель ходит на этюды. Он преподает литературу и рисование, исполняет обязанности воспитателя. Договорился с администрацией железной дороги и летом бесплатно возил ребят то в Севастополь, то в Москву и Петербург. Но вот в Полтаве открылся учительский институт. Макаренко среди первых его слушателей. Исходным для него в постижении педагогики стала формула К.Д. Ушинского: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Слайд 7

Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целейвоспитания - самое непременное условиеуспешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этойцели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”,- говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Слайд 8

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко.К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

Слайд 9

А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы. “Воспитать человека - значит воспитать у него, - говорил А. С. Макаренко, - перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

Слайд 10

Воспитание в коллективе и через коллектив

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

Слайд 11

Значение игры в воспитании

А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. А. С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать” их самыми различными игрушками. Говоря о руководстве детскими играми, А. С. Макаренко указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Слайд 12

О семейном воспитании

Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим. А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в тон семье дети получат правильное воспитание. В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей.

Слайд 13

Литературная деятельность

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. После посещения колонии для несовершен-нолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД - 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко - «Педагогическая поэма» (1935).

Слайд 14

В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями - «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами - повесть «Честь» (1937-1938), роман «Пути поколения» (не закончен).

Слайд 15

Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». В начале 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

Слайд 16

Московский педагогический музейА.С. Макаренко

Музей был основан в 1983 г. Экспозиция музея расположенав двух залах. Первый рассказывае о жизни и творчестве Макаренко, его воспитанниках и соратниках; второй посвящен его воспитанникам и творческому применению наследия Макаренко в современном образовании. В музее имеется также библиотека, архив печатных и рукописных материалов об А.С. Макаренко. В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии, "Макаренковские среды", на которых проходит обсуждение современных проблем педагогики и воспитания, организуются консультации психолога для детей и родителей, работает лекторий.

Слайд 17

Педагогика А. С. Макаренко в наши дни

А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно ̶ не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее. В процессе педагогизации процесса исправления несовершеннолетних обращение к наследию одного из выдающихся педагогов ХХ века – А.С. Макаренко, попытки перечитать его заново, представляются закономерными. Педагог-новатор работал с трудным в воспитательном отношении контингентом подростков-правонарушителей. Он создал новый тип воспитательного учреждения- колонию имени М. Горького и коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, в которых функционировала эффективная педагогическая система. Мы обращаемся к педагогическому наследию А.С. Макаренко не ради знания тех или иных цитат из произведений педагога, а для того, чтобы использовать знания, его идеи в своей практике.

Слайд 18

Антон Семенович создал основу системного использования искусства, культуры, эстетики в ресоциализации правонарушителей. Такие события, как день самоуправления, Масленица, Рождество, Неделя толерантности, Новый год, день Победы, «Зарница» и многие другие позволяют воспитанникам ощущать не только сегодняшнюю, но и завтрашнюю радость. В теории и на практике Антон Семенович убедительно показывал стержневую роль труда в формировании личности человека. И сегодня его мысли живы и злободневны.

Слайд 19

Вряд ли можно назвать несовременной цель, которую ставил А.С. Макаренко перед своей педагогической системой: из подростка-правонарушителя сделать «настоящего культурного человека, работника, такого работника, которого можно будет выпустить из учреждения, как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, образованного и воспитанного, здорового физически и психически».

Слайд 20

В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания. С социально-педагогической системой, воплощенной в жизнь А.С. Макаренко, приезжали знакомиться авторитетные педагоги из-за рубежа. И завершить свои размышления хотелось бы высказыванием «из Макаренко» ̶ «Нужно всегда чувствовать себя накануне победы, и она обязательно придет». Имя Антона Семеновича Макаренко почти весь двадцатый век олицетворяло пример беззаветного служения педагогике.

Слайд 21

А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел.

Воспитательная система Макаренко А. С. К семинару по педагогике работу выполнили студенты 45 группы Педагогического колледжа № 5 Дмитриева Екатерина и Короткова Марина

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (Макаренко А. С.)

Воспитательная система Макаренко А. С. Цель: связать трудовое воспитание с социальными условиями жизни общества и коллектива.

Задачи: Воспитывать трудолюбие и способность к труду. Развивать умение учащихся ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Развивать у учащихся этическое воспитание. Помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда.

«Дети - цветы жизни» , - но это не значит, что «нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать» . Надо подумать, какие плоды могут развиваться из этих цветов. В обращении с детьми необходимо иметь «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости» . В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

Макаренко был сторонником систематического преподавания учебных предметов. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Антон Семёнович высоко ценил педагогику, считал ее самой сложной наукой. Он с уважением относился к педагогическим идеям виднейших прогрессивных педагогов прошлого. «Мы должны воспитать преданных Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных» , - говорил он.

Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все условия для расцвета творческих сил личности. Исходя из этого положения, Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. . . В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» , писал Макаренко. Антон Семенович правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась.

В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание красоты труда – это целая область воспитания. Издавна в народе говорили: "Ради хорошего праздника надо много работать”. Значит, итог, результат труда – выполненные вещи, предметы и т. п. – приносили и приносят людям радость. С учетом этих особенностей становления и формирования личности в новых социальных условиях и была создана А. С. Макаренко теория трудового и идейно – эстетического воспитания. «Труд- могучий воспитатель»

У Макаренко был производительный труд детей в соединении с обучением основам наук. Обучаясь в школе, дети в то же время работали на производстве, оборудованном по последнему слову техники. Практика А. С. Макаренко по организации производительного детского труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства. Приобретение организаторских навыков, воспитание чувства соревнования, взаимопомощи, воспитание стремления к рационализации и совершенствованию производства, – все это достигается и воспитывается в детях через участие их в труде.

Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своем большинстве являются именно перспективами трудовыми. Воспитывая у ребят умение мечтать, Макаренко поддерживал лишь те их мечты, которые пробуждали творческую деятельность воспитанника.

Очень важно как можно раньше создавать для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого, можно сказать, начинается путь в профессию, которому воспитанники посвятят себя, став взрослыми. обучение и труд идут рядом Чтобы поддерживать интерес к труду, надо время от времени поручать дело, непривычное для детей, способное захватить своей новизной.

В свое время А. С. Макаренко говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, всех объединяла одна задача – помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом. В настоящее время создаются все условия для трудовой подготовки школьников. При всех школах создаются учебные мастерские, химические, физические и иные кабинеты и лаборатории, а в сельской местности также и пришкольные сельскохозяйственные участки. Это раскрывает перед школой, учащимися огромное поле творческой деятельности, смелых поисков. Учебные мастерские призваны воспитывать у школьников навыки управления, умения быть не иждивенцами, а хозяевами.

Анализируя свое участие в трудовом коллективе, школьники сами отмечают как наиболее значимое для них следующее, "научились жить и работать в коллективе”, "уважать труд других”, "считаться с мнением товарищей”, "подчиняться воле коллектива”, "узнать цену труду”, "научиться хозяйничать, руководить, оценивать свой труд” и т. д.

Антон Семенович подчеркивал, необходимость единства трудового и нравственного воспитания, как важного условия, обеспечивающего воспитательный эффект трудовой деятельности. Таким образом, распространение идей А. С. Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научнотехнического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке. Исследования свидетельствуют, что в современных условиях большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. Безусловно, в последние годы изменяются условия функционирования школ, предъявляются новые требования к образовательным учреждениям. Но гениальность педагогики Макаренко как раз в том, что она всегда современна, ибо не может быть несовременной жизненно-ориентированная педагогика, приоритетом которой является жизнь, законы развития личности в единстве с природой и обществом.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина. Спасибо за внимание!




















1 из 19

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Антон Семёнович Макаренко Родился 13 марта 1888 в Белополье Сумского уезда Харьковской губернии.В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училищеВ 1901 переехал с семьей в Крюков.В 1904 окончил училище Кременчуга и одногодичные курсы по педагогике.В 1905 работал учителем в железнодорожном училище1914-1917 учеба в Полтавском институте 1916 призыв в армию, но из-за проблем со зрением демобилизован.1917-1919 заведующий железнодорожной школы.1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького1919 переезд в Полтаву.С 1927-1935 руководитель детской трудовой коммуныС 1934 член Союза советских писателей1935 переведен в КиевС июля 1935 года он – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность. 1939 подает заявление о принятие его кандидатом в члены союза ВКП.1 апреля 1939-смерть. Он умер в поезде когда ехал в Москву,от разрыва сердечной мышцы.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Педагогическая деятельность «Многие считают меня специалистом по работе с беспризорными. Это неправда. Я всего работал 32 года, из них 16 лет в школе и 16 с беспризорными.» Начало педагогической деятельности Макаренко совпадает с первой русской революцией.Школа в Крюкове.Первого сентября 1905 года Макаренко стал учителем в Крюковском двухклассном железнодорожном училище. Оно находилось на территории железнодорожных мастерских. Учились здесь дети рабочих.«Я сам был сыном рабочего и мои ученики были такого же сорта»-А.С.Макаренко.« В железнодорожной школе, где я учительствовал, воздух был несравненно чище, чем в других местах,- вспоминал Макаренко,- рабочее, настоящее пролетарское общество крепко держало школу в своих руках, и « Союз русского народа» боялся к ней приближаться. Из этой школы вышло много большевиков»

№ слайда 5

Описание слайда:

Макаренко стал учителем русского языка, рисования и черчения- как раз тех предметов, которые были его любимыми предметами в Кременчугском городском училище. Антон Семенович резко выделялся из числа преподавателей. Когда он входил в класс, на пороге он останавливался, здоровался с детьми, осматривал весь класс, каждого. Макаренко раскрывал перед классом все богатство, красочность русского языка, воспитывал любовь к литературе. Для этого он использовал дополнительные занятия. В воспоминаниях детей он предстает как учитель-художник, тонко чувствующий красоту. Когда он читал замирал весь класс. Одна из замечательных черт молодого учителя была не только обогащать знаниями по предмету, но и воспитывать своих учеников.Революция 1905 года ускорила процесс внутреннего созревания Макаренко. В 1910 году в школу был назначен новый заведующий- монархист и взяточник. Макаренко трудно было работать в таких условиях, ведь прежний заведующий М.Г. Компанцев поддерживал его начинания. Нового заведующего Макаренко в глаза назвал взяточником, и хотя судебное разбирательство подтвердило это. Антону Семеновичу пришлось уйти из училища.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Долинская1 сентября 1911 года по распоряжению училищ Херсонской губернии Макаренко был переведен в железнодорожное училище на станции Долинская. Здесь еще раньше стал работать заведующим М.Г. Компанцев.Долинская казалась Макаренко глухим местом. В Долинской школе учились дети стрелочников, путевых сторожей, мелких служащих. Для учеников был создан интернат на 60 человек. Антон Семенович стал воспитателем. Было тяжело совмещать труд педагога и воспитателя. Он требовал большой выдержки, полного напряжения душевных и физических сил. У Макаренко еще много времени уходило на проверку тетрадей школьников и было нелегко прожить на скромную заработную плату с семьей. Антон Семенович никогда не жаловался на трудности, ему помогала активная натура, любовь к жизни и к людям. Под руководством Макаренко в школе был организован духовой оркестр. Годы работы В Долинской и Крюкове много дали Антону Семеновичу.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Педагогические взгляды Основными проблемами педагогической науки Макаренко считал:А) что объектом педагогического исследования должен быть не ребенок, а педагогический факт. Б) необходима перестройка всей психологии школьного работника, чтобы было усильное внимание к детскому коллективу как к органическому целому. В) для хороший школы нужна научно организованная система всех влияний. Г)психология должна сделаться не основанием педагогики, а продолжением ее в процессе реализации педагогического закона. Д) русская трудовая школа должна перестроится, потому что сейчас она по идее буржуазна. Должно быть не труд-работа, а труд-забота.У Макаренко есть своя педагогическая система, основой которой является что воспитанник выступает творцом, а не объектом воздействия. Так же Макаренко создал педагогические основы.Воспитание детей в коллективе.Педагогический коллектив- это коллектив воспитанников и взрослых. Законодательный орган- это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса.Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Дисциплина и режим. Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.. Трудовое воспитание- заключается в том, что он не может быть без участия в производительном труде.

№ слайда 12

Описание слайда:

В педагогическом коллективе должны быть следующие признаки:1. Умение работать в коллективе;2. развитую способность к коллективному творчеству;3. товарищескую солидарность и взаимопомощь;4. активное участие в коллективной деятельности;5. заботу о своем коллективе и его перспективах;6. осознание себя хозяином коллектива;7. ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;8. умение приказать и подчиниться товарищу;9. желание и потребность подчинить свои интересы коллективу; 10. принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных. Антон Семенович считал что между педагогом м воспитанником должен быть демократические, а не авторитарные отношения. Ведущий компонент в воспитание педагогическая цель.

№ слайда 13

Описание слайда:

С. Макаренко решительно опровергал широко распространенное мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут…. И наоборот, как бы вы ни были ласковы…. как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком,- никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего»Учитель должен уметь увидеть положительное в воспитаннике и уважать это.У учителя должно быть наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.

№ слайда 16

Описание слайда:

Педагогические труды Главное художественное произведение А.С. Макаренко-» Педагогическая поэма»В эту книгу автор вложил все самое лучшее как человек и художник слова. Книга Макаренко запечатлела черты советской действительности с покоряющей поэтической силой. Педагогическая поэма-произведение литературы социалистического реализма о воспитании, о вдохновенном труде педагога, о рождении нового человека. Другие произведения:Марш 30 года.Книга для родителей.Честь.Флаги на башнях.Лекции о воспитании детей.Мажор.