Круг дзен значение. Что означает тату Дзен? Стили японской каллиграфии

Татуировки знаменитостей

Татуировки Юрия Бойко не дают покоя его фанатам. Самая популярная из них расположена слева на груди. Это японский иероглиф «Энсо» — изображается в виде окружности. Тем, кто знает, что такое «просветление», Вселенная, он хорошо знаком. Для посвятивших свою жизнь восточным единоборствам знак тоже привычен как символ «путь сверкающего дракона». Он означает философскую мудрость: «путешествуя в этой жизни, постигай новое, храни то, что тебе дорого и помни, что жизнь не до такой степени бесконечна, как тебе кажется».

Звезда с точкой посередине символизирует душу, начало и конец. Круг — бесконечность, закон Вселенной. Пустота внутри круга — постижение для движения души. А «хвостики» — это реальный мир, начало и конец всего сущего, результат наших поступков. Слиться с «энсо» — цель воина, постижение своего истинного «я».

«Подключечные звезды» — наколки с лагерным подтекстом. Такие носят авторитеты или «отрицалы», противники действующей власти. В любом случае, человек с такой наколкой имеет отношение к криминальным структурам. Змея на спине — в уголовном мире это венец иерархии. «Колючка» на предплечьях — означает тайную месть (властям, начальнику). «БОГ» — был осужден государством. Кресты в области шеи — вера и религия. На правом предплечье — чистая совесть и верность друзьям в образе Богородицы с младенцем.

Мы вскользь упоминали о самостоятельном искусстве полуживописи полукаллиграфии Энсо. Настал момент уделить несколько больше внимания этому важному моменты искусства традиционной японской живописи.

Японский круг Энсо - вершина искусства Дзен в своем чистейшем смысле. Оно не было создано профессиональными художниками, но обычными людьми, идущими по пути просветления и пробуждения понимания подлинной природы ума. Энсо отражает их личные переживания и знания о реальности, но не абстрактную философскую доктрину.

Энсо - это картина круга, обычно выполняющаяся одним круговым мазком кисти. Живопись всегда сопровождается подписью, подразумевающей определенный смысл, включает дополнительные подсказки и уточнения, порой напоминающие традиционный коан. Как самостоятельное искусство, каллиграфия Энсо стала символом чистоты и силы японской эстетики. В изображении примитивного круга отражается состояние ума художника, передаются характер и процесс духовной реализации.

История японского круга началась с того, что в 1707 году молодой монах по имени Хакуин увидел деревенского мастера каллиграфии, старого мастера Дзен. Хотя собственная каллиграфия Хакуина возможно выглядела более изысканно вследствие интенсивной практики, увиденное отразилось в душе Хакуина болезненно очевидно. Хакуин понял, что его живопись не отражают внутренней реализации, а несколько лет практики потрачено впустую. Тогда Хакуин сжег свои кисти, удвоил усилия в практике Дзен и серьезно занялся каллиграфией.

Позже Хакуин описал каллиграфию старого мастера Дзен следующей фразой: "Свет добродетели - навык не важен" .

Хакуин Экаку (1685-1768)

Энсо, или Дзен-круг, является одной из наиболее привлекательных тем Дзен-искусства. Круг сам по себе представляется универсальным символом цельности и завершенности, повествует о циклическом характере бытия, а также является визуальным проявлением содержания Сутры Сердца: "форма и есть пустота, пустота и есть форма" . Поэтому в картинах круга можно увидеть, что пустота и форма взаимозависимы и, по сути, определяют друг друга.

Ямада Рейрин (1970)

Пожалуй, наиболее простым из приведенных здесь примеров является живопись и подпись к ней Ямада Рейрин (умер в 1970-х): "Круг подобен Вселенной!"

Ранзан Сёрю (1718-1797)

Самый ранний пример картины Энсо кисти Ранзана Сёрю приведен на иллюстрации. Подпись гласит: "Вселенная замедляется; я склоняю голову" .

Тоя (1960)

Не все произведения созданы известными людьми. Нет никаких упоминаний о жизни человека, создавшего картину, изображенную на иллюстрации 3. Известны лишь его имя и возраст (указаны в подписи на картине): "Все мудрецы из десяти направлений нашли это! Нарисовано 76-ти летним парнем Тоя, ранее Синкутсудзи."

Канкей Дзёмин (1876-1934)

Один из методов медитации - просто сидеть и наблюдать за своими мыслями, а затем, после исчезновения мыслей, созерцать пустоту и тишину ума. Возможно, именно это хотел сказать Канкей Дзёмин: "Пробудить сознание, не давая ему обустроиться в другом месте" .

Манней (1790-1860)

Энсо иногда представляет форму Луны, как и картина Маннея использует ее образ: "Кто может сказать, что мое сердце подобно Осенней Луне?" .

Дзенские картины круга создаются как некий тип воплощения медитации в движении. Отсюда, в отличие от обыкновенных художников, стремящихся к разнообразию колористики и оригинальности композиции, художники Дзен обращаются к единственному образу снова и снова, используя один и тот же шаблон мазка кисти. Однако все круги друг от друга отличаются. Нет ни одного похожего. Их невозможно подделать.

Обезьяна Тайкю (1945)

Картина Тайкю (6) изображает обезьяну, пытающуюся поймать отражение Луны в воде. В самом низу художник поместил почти микроскопический Энсо как символ Луны. Подпись гласит: "Обезьяна ищет Луну в воде, преследуя ее, не переставая, до самой смерти. Если вместо этого она погрузит в воду руку, чистый свет Луны озарит Вселенную" .

Нантембо (1839-1925)

Энсо чаще всего рисуются пустыми внутри. Из-за это на двух последних картинах смысл кажется еще более усиленным. Надпись в круге Нантембо: "Мы рождаемся во вращающемся круге жизни. Сердце человека должно быть наполненным".

Айсан Синко (1740-1815)

Энсо Айсан Синко содержит внутри символ сердца. Подпись: "Оставайтесь сосредоточенными здесь и сейчас, тогда ничто не сможет нарушить покой" .

Искусство Дзен сочетает слова и картинки, давая созерцателю намек на глубинный смысл. Цитата из опыта просветления Омори Роси дает дополнительные подсказки о реальном значении символизма Энсо:

"В нужное время, Ты сможешь прорваться к состоянию небытия. Ты достигнешь реализации и узнаешь об этом всем своим существом, когда окажешься в центре абсолютного ничто, в центре бесконечного круга. Но чтобы пребывать в центре бесконечного круга в человеческой форме, необходимо быть самим Буддой".

В живописи суми-э круги Энсо могут быть нарисованы двумя способами: как замкнутая окружность или в виде окружности с небольшим разрывом. Замкнутая окружность являет собой завершенную целостную совокупность опыта и жизни. Разорванная окружность указывает на несовершенство всех вещей, и мы должны прекратить стремление к совершенству.

Рисование начинается с легкого надавливания в "точке неподвижности". Далее, поворачивая запястье, кисть плотно прижимается к бумаге. Нажим кисти уменьшается в форме конической точки в конце Энсо.

Рисование картин Энсо дает замечательную возможность увидеть себя в конкретный момент, проявить, сделать явными, визуализировать некоторые черты своего характера.

От слияния ведического и даосского духовных потоков родилось уникальное течение, отличающееся необычайной живостью, естественностью, красотой и парадоксальностью — дзэн (чань)-буддизм . Другое (официальное) название — Сердце Будды (кит. Фо Синь ); также можно перевести как Ум Будды . Дзэн определяется в системе духовных учений как течение в буддизме традиции Махаяны , принесённое в Китай монахом Бодхидхармой, пришедшим из Индии, и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь , считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма . В историческом отношении дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. Дзэн (япон. "медитация") — это творческое состояние, наивысшее цветение, чистота и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация. Вытекает из даосизма, согласно которому основой миропорядка является дао (истинный путь ). Задача ученика дзэн — отыскать этот путь и неукоснительно следовать ему, ибо человек дзэн, куда бы он ни шёл, всегда движется к своему Высшему Я , к Источнику Бытия , к источнику насыщения.

С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи ), Сото (кит. Цаодун ) и Обаку (кит. Хуанбо ).

Дзэн — это не религия, не философия и не наука; не предполагает веру в существование какого-либо бога; не занимается проблемой существования бога и, по словам Д.Т. Судзуки , дзен ни теистичен, ни атеистичен. Дзен не ищет смысла жизни, он практичен, лишь описывает условия существования страдания и указывает способ его преодоления. Центральная идея дзен проста и удивительна: каждое существо обладает природой пробуждённого Будды , цель жизни — познание этой природы, познание собственной истинной природы и, следовательно, познание самих себя.

Дзэн родственен даосизму , веданте и йоге . Он удивительно созвучен современной психотерапии и психоанализу , Известный психоаналитик и философ Э. Фромм в своей книге "Дзен-буддизм и психоанализ" писал так: "…дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым".

Дзен Буддизм практикует прямое (без чего-либо неестественного и внешнего) вхождение в контакт со своим внутренним миром, т. е. духовное саморазвитие на основе включения потенциала психической активности личности в процессе систематической тренировки ума. Вполне естественно, что многие люди не готовы или не заинтересованы в духовной практике. Но даже если нет сформированного намеренья практиковать дзэн в качестве духовной дисциплины, вы можете привнести ощущение дзэн в свою повседневную жизнь, чтобы стать намного свободнее и счастливее.

Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация (дзадзен ) и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда ум успокаивается, неведение и беспокойство уменьшаются. Тогда в ясной тишине практикующий способен увидеть свою природу. Однако, сидячая медитация не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей "сидение просто так".

Вообще понятие "просто так", "таковости" (татхата ) действия — одно из основных понятий дзэн-буддизма. Одно из наименований Будды в Буддизме: "Так приходящий" (Татхагата ) — тот, кто приходит и уходит просто так.

Дзадзэн медитация в позе "лотоса " требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой — умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. "Просто сидеть" и, не обращая внимания ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь указать направление пути для достижения личного просветления (сатори) кэнсё . Все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит лишь в её реализации. Просветление наступает всегда внезапно, как вспышка молнии, оно не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно. Японский глагол "сатору" (яп.??) означает "осознавать", и осознать можно лишь с помощью некого "шестого чувства", которое в чань называют "не-ум" (у-синь).

"Не-ум" — это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира. Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзэн-буддизме. Нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзэнские наставники ("мастера ") чаще говорят не "достичь просветления", а "увидеть собственную природу". Просветление — это не состояние. Это способ виденья. Путь к виденью собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

  • неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство);
  • отвращение (к "неприятному", представление о чём-то как самостоятельном "зле", вообще жёсткие взгляды);
  • привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние).

Поэтому пробуждению способствуют:

  • успокоение ума;
  • освобождение от жёстких взглядов;
  • освобождение от привязанностей.

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям , и сутрам , а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу (медитация ). Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори уже в этом воплощении, выйдя из бесконечного цикла рождений и смертей (сансары ). В дзэне есть такое выражение: "Сансара есть нирвана ", которое выражает эту идею о достижимости просветления в любом воплощении.

Четыре ключевых отличия дзэн :

  1. Особое учение без священных текстов.
  2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
  3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
  4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

Многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, дабы искоренять в учениках привязанность к букве, образу, символу. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов. По традиции это особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,- "прямым указанием", неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению. Сам дзэн есть некая "печать ума (сердца) ", которую не найти в священных писаниях, поскольку она "не основана на буквах и словах".

Уникальным текстовым явлением дзэна являются коаны: притчи-загадки, не имеющие логически обоснованного ответа. Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение, выводит ум слушающего из равновесия привычной, бытовой логики и делает возможным осознание высших ценностей (см. "101 история дзэн ", "Кости и плоть дзэн" и др.).

Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться, но глубоко осознаваться. По сути, ежедневные дела, то, что вам нравится делать, — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое увлечение может являться способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом её проявлении в произведение искусства.

Вся традиция дзэн строится на передаче учения с помощью разных "уловок": любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая (чайные церемонии ), театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны , сочинение. То же касается и боевых искусств . Впервые боевые искусства соединились с дзэн в китайском буддийском монастыре Шаолине в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия. Боевые искусства Востока — это именно искусства, способ развития "духовных способностей самурая ", осуществление "Пути" ("дао " или "до "), пути война, меча, стрелы. Бусидо , знаменитый "Путь самурая" — свод правил и норм для "истинного", "идеального" воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. В условиях боевой ситуации у воина нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутнённое ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

Этика дзен — не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем, свидетелем.

Эстетика дзэн включает в себя ряд отдельных направлений: сад камней; иайдзюцу и кендзюцу (искусства владения мечом); кюдо (стрельба из лука); каллиграфия; чайная церемония и др.

Влияние дзэн сложно переоценить, современная культура наполнена философией дзен (литература, искусство, кино). Принципы дзен отражены в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р. Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К.Г. Юнга и Э. Фромма и мн.мн.др. В 60-х гг. "дзэнский бум" охватил многие американские университеты и придал определённую окраску движению битников.

Влияние дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как гештальттерапия и сам основатель Фриц Перлс , также известные тренинги, такие как ЭСТ . Джон Энрайт , который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом, в своей книге "Гештальт, ведущий к просветлению" прямо написал, что считает основой целью гештальттерапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса, после которого большинство старых проблем растворяются.

Человек в своей жизни очень многое делает бессознательно, автоматически. Словно не живёт, а спит. Нужно внимательно относиться к каждому действию, к каждому мгновению этой жизни, уметь концентрироваться в моменте "здесь и сейчас" и наблюдать. В этом наблюдении открывается истинная красота мира. Жизнь превращается во что-то осмысленное, уникальное и бесконечно прекрасное. Медитировать может каждый. Для этого нужно только желание. Правильная медитация даёт как минимум удивительное ощущение лёгкости, ясности, покоя и обострения чувств. Тому же, кто действительно решил открыть самые глубокие тайны жизни, потребуется усердие и терпение…

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье будут рассмотрены основы такого распространенного восточного учения как дзен-буддизм. Это самостоятельная религия, целью которой является постижение природы ума и мудрости. Мы рассмотрим ее основные принципы и как на практике можно постичь истину при помощи этого древнего знания.

Дзен зародился в Китае на заре VI века. Однако, только попав в Японию, учение получило широкое распространение. Произошло это лишь в VII- VIII. Главным основоположником этого направления считается Бодхидхарма, олицетворяющий и буддийскую мудрость.

Основной формулой постижения природы ума является медитация, которая позволяет достичь совершенно нового уровня самосознания и просветленности.

Кратко об учении

Дзен-буддизм – симбиоз китайских и индийских верований, помноженный на японскую традицию. Он содержит в себе следующие элементы:

  • цзинту (буддизм Чистой Земли);
  • мадхьямаки и махасангхики;
  • тэндай, сингон и кэгон (японские учения).

Несмотря на смешение стилей и различных школ, учение Бодхидхармы имеет свои отличия. Для этого религиозного течения свойственно «легкое» отношение к священным текстам. На первое место выходит постоянная практика, именно поэтому он так популярен, в отличие от других верований.

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (18.10.1870-12.07.1966). Японский философ и главный популяризатор дзен-буддизма

«Сатори – душа дзен и без него ничего не существует». (Д. Т. Судзуки)

Центральной сутью учения является постижение сатори. Для нее свойственны следующие черты:

  • нерациональность, необъяснимость;
  • интуитивное ощущение природы вокруг;
  • чувство восторга, эйфории как следствие реализации чего-то неуловимого;
  • краткость и внезапность.

Принципы

Дзен-буддизм нельзя подвести под какую бы то ни было формальность. Это путь освобождения, но никак не философия, не психология и не наука. Дзен проявляется во всем, что окружает человека. Это роднит его с даосизмом, йогой и некоторыми другими восточными знаниями.


Основные принципы дзен-буддизма можно сформулировать следующим образом:

  1. Становление «буддой» через созерцание своей природы.
  2. Человеческое сознание – вершина всего.
  3. Неприемлемость священных текстов, их особая трактовка.
  4. Отказ от слов и текстов, применимых в качестве базы знания.

Эти четыре идеи описывают философию религии в мировой традиции и четко ограничивают учение от других направлений буддизма.

Первый принцип

Это положение предполагает созерцание собственной природы для достижения особого уровня сознания. Основываясь на священных текстах, человек, практикующий этот принцип, не стремится стать Буддой, так как это не является конечной целью учения.

Однако Будда не воспринимается высшим разумом, как Господь или Аллах, он не стоит сверху человека, он «рассеян по миру». Его частичка находится в каждом из живущих людей, растений, животных и любых окружающих предметах.


Дзен-буддизм призывает видеть природу «открытым сознанием», воспринимать себя и окружающее пространство как часть великого целого организма. Главная цель – достижение сатори , как особого состояния ума, посредством медитации.

Второй принцип

Внутренняя гармония и спокойное состояние ума – постоянная индивидуальная работа над своим разумом. Дзен учит, что у каждого человека свой путь избавления и своя дорога, пройдя которую можно достигнуть просветленного сознания.

Избавляясь от внутренних конфликтов и противоречий, последователь постепенно обретает дар отличать «зерна от плевел» и перестает беспокоиться о мелочах, живет более осознанно, созерцая мир вокруг и внутри себя.

Третий принцип

Тексты и книги применяются только на первом этапе обучения последователя. Они помогают узнать основные интеллектуальные моменты буддийской философии. Дальнейшее углубленное изучение специальной литературы, по мнению учителей, напротив, помешает ученику постигать знания.


Четвертый принцип

Дзен – ветвь . Она отличается большой практической направленностью, поэтому так важно общение ученика и учителя. Концепция претендует на связь с буддизмом, однако, его последователи не изучают сутры и шастры, считая их не более чем ненужными бумагами.

Истинное сознание достигается путем «прямой передачи дхармы» от учителя к ученику и является наивысшим проявлением «патриаршего чань»(линии преемственности). Очень важно, что дзен не практикует уход от мира, а помогает жить и взаимодействовать с окружающими.

Практическое применение

Духовный опыт и рост в дзен-буддизме не привязан к изучению специальной литературы. Практика в этой религии – основа всех изменений сознания человека. Именно поэтому дзен так популярен во всем мире, ведь для того, чтобы стать последователем этого учения не важна страна проживания, политические взгляды и социальное положение.

Практиковать учение могут как адвокаты, юристы из США, так и бедные рыбаки во Вьетнаме. И каждый из них имеет все шансы достичь просветления и гармонии.


В качестве психотренинга учителя частенько предлагают последователям истории из жизни известных патриархов (коаны). Их цель – поставить под сомнение рациональность размышлений, тем самым делая ум более гибким.

Медитация – ведущая практика в дзен-буддизме, настоящий символ освобождения. Эти занятия позволяют решить следующие проблемы:

  1. Избавиться от злости и ненависти . Человек учится не творить плохие поступки, поддаваясь негативным эмоциям. Медитация позволяет искоренить источник зла внутри себя и сохранять спокойствие в любых ситуациях.
  2. . Цель практических занятий – смириться с нынешним положением вещей и принять все обстоятельства, происходящие с человеком. Такой подход позволяет грамотнее «отработать» свою карму.
  3. Отказ от лишнего . Большинство окружающих вещей, предметов, людей, исходя из концепции дзен-буддизма, непременно приносят страдания, поэтому целью каждого последователя учения является достижение независимости от всего этого.
  4. Гармония со своим Дао . Путь, который предначертан человеку высшей силой, ученик в дзен-буддизме воспринимает как неотвратимый. Он является частью духовного роста и его неприятие значительно усложнит достижение сатори.

Ежедневная практика, проходящая под ненавязчивым руководством учителя, а также отсутствие упора на изучение специальной литературы, позволяет дзен-буддизму уверенно шагать по земному шару.

Дзен-буддизм в современном мире

Повышенный интерес Запада к японской культуре после второй мировой войны приоткрыл для американцев и европейцев загадочный и манящий мир Востока. Влияние этой религии можно отследить в киноиндустрии, музыке, скульптуре и искусстве.

Мировое сообщество, опустошенное войнами и стремительным развитием технологий, стремилось найти островок свободы и безмятежности. Этому и учит дзен-буддизм. Также западного человека привлекает быстрый результат просветления, отсутствие изнурительных тренировок и многолетнего изучения специальной литературы.


Заключение

Дзен-буддизм – не религия в классическом понимании этого слова. Это спонтанность, естественность и гармония, которая достигается работой с собственным сознанием. Взгляд внутрь себя – это то, чего так не хватает современному человеку для того, чтобы прекратить бессмысленную гонку за вещами и осознать истинную ценность окружающего мира.

Если информация в статье, уважаемые читатели, показалась вам интересной, поделитесь ею в социальных сетях. Дзен-буддизм многогранен и каждый сможет найти себя, последовав этому знанию.

Энсо - это обычная окружность, которую рисует дзен-буддистский монах. Он не идеален, в математическом смысле этого слова, но он совершенен - наполнен энергией чистого духа, жизненной силой мастера.

Только человек, находящийся в состоянии полного слияния с существованием, по традиции дзен, способен на это. Многие корпорации берут себе за основу своим логотипом изображение энсо, визуализируя его каждый день, наполняя его предельно лаконичную форму абсолютного своими устремлениями. «Ты достигнешь реализации и узнаешь об этом всем своим существом, когда окажешься в центре абсолютного ничто, в центре бесконечного круга». Тату энсо выражает собой истинную таковость, шпаргалку в облик реальности, в своё первоначальное лицо, настоящий момент времени, здесь и сейчас. Помнить что мир прост и наполнен, находится в равновесии и гармонии, у всего есть конец и начало, под всеми масками есть истинная природа реальности. Суть просветления, с точки зрения психонейроиммунологии, когда человек через свои внутренние состояния (свои эмоции, психологическое отношение, образность и намерения) корректирует свою физиологию, своим эмоциональным состоянием и мироощущением. Слиться с энсо - означает постигнуть суть своего истинного «я».