Влияние воды на растение. Полив растений плодового сада на юге нашей страны Может ли растение дышать

Именно с поливом с такой простой на первый взгляд, процедурой связаны самые грубые ошибки цветоводов-любителей, так как растения сильно страдают как от избытка, так и от недостатка влаги. Но если из двух зол выбирать меньшее, все же всегда лучше недолить, чем перелить.

Полив - дело тонкое. Поливать растения нужно с таким расчетом, чтобы они были достаточно обеспечены влагой в период роста и земляной ком не пересыхал в период покоя. Научиться определять потребность каждого растения в воде - ваша первейшая задача.

Поскольку потребность во влажном питании различна, только понаблюдав какое-то время за каждым отдельным растением, можно определить, когда и сколько ему нужно влаги.

Почему растения страдают от неправильного полива?

Строго говоря, вредна не сама избыточная (или недостаточная) влага, а ее отрицательное действие на почву. Изменяются свойства почвы: избыток влаги повышает ее кислотность, а недостаток - щелочность.

Например, кактусы погибают не от излишнего полива, а от высокой кислотности почвы, образующейся от избыточного поступления воды.

Если растению не хватает влаги, полив нерегулярный, то многочисленные, наиболее жизнедеятельные корни и особенно корневые волоски, прилегающие к стенкам горшка, засыхают и перестают всасывать воду. В результате от недостатка влаги листья станут вялыми и поникшими, а затем и вовсе засохнут. Так же быстро увядают и опадают цветки.

При чрезмерном поливе вода закупоривает все поры в почве, корневая система оказывается затопленной. Корни перестают дышать и отмирают, а надземная часть растения засыхает, поскольку питательные вещества к ней не поступают.

Как часто нужно поливать растения?

У цветоводов на вооружении есть несколько способов проверки предполивного состояния почвы. Сухая земля всегда отстает от его края, а верхний ее слой светлый.

У цветов, растущих в холодной и затененной комнате, рекомендуется осторожно разрыхлить верхний слой почвы. Полив нужен в том случае, если она просохла на 1 - 1,5 см.

Быстрота высыхания почвы зависит от размеров горшка и состава земляной смеси. Запас влаги в посуде меньшего объема расходуется быстрее, чем в более крупной. Поэтому растения, посаженные в большие емкости, поливают реже. Более частого полива требуют растения, посаженные в керамические горшки (по сравнению с пластмассовыми, при равных остальных приемах ухода).

Молодые, сильные и здоровые растения нуждаются в обильном поливе; ослабленные же требуют осторожного, умеренного полива. Растения с опадающими листьями требуют больше влаги, чем вечнозеленые.

В период сильного роста, а это весна и лето, растения за редким исключением поливают ежедневно, а многие виды даже 2 раза в день (особенно в жаркую погоду). С ослаблением роста потребление влаги уменьшается, и меньше всего растение нуждается в ней в состоянии покоя.

Сезонные различия режима полива обусловлены различной потребностью растений во влаге в период роста и покоя. При поливе во время весенне-летнего активного роста растений ошибки цветоводов, во-первых, редки, а во-вторых, большинство из них можно быстро исправить, так как все растения нуждаются в поливе.

Следует предостеречь: даже небольшая ошибка полива в осенне-зимний сезон может стать трудно поправимой, а то и вовсе губительной. Так, обильный полив комнатных культур в это время ведет к нарушению дыхания корней, вызывая их загнивание.

Начиная с сентября, полив постепенно сокращают, но с включением центрального отопления его немного увеличивают. Очень важно соблюдать правила полива при снижении температуры в период межсезонья (вторая половина октября), так как обмен веществ у растений в это время резко снижается. А при замедленных процессах жизнедеятельности растение не может принимать и отдавать воду.

При пониженной температуре и обильном поливе наступает явление физиологической сухости: воды в достатке, а усвоить ее растение не в состоянии.

Весенний полив нужно усилить с появлением первого листочка после зимы. И обязательно уменьшают полив при похолодании в апреле - мае, когда отключают отопление.

В теплое время года обильно поливают подавляющее большинство культур. Однако поливать надо не просто все культуры, а персонально каждую из них, для этого надо наблюдать и знать особенности каждой. Так, если земляной ком у пальмы и многих других кадочных начинает высыхать, то кончики их листьев становятся коричневыми и сухими.

Поливать пальму надо осторожно, лейкой с длинным носиком, чтобы вода не попала на точку роста, иначе даже при оптимальном режиме полива растение засохнет. Это правило - не лить на точку роста - распространяется на все без исключения растения.

Полив ампельных растений

Полив ампельных растений имеет свои особенности в силу того, что они расположены намного выше остальных комнатных растений, а их почва высыхает гораздо быстрее, чем, например, стоящих на подоконнике, так как теплый воздух в помещениях поднимается вверх.

Как же избежать трудностей с поливом высоко расположенных растений? Во-первых, нужно купить лейку с самым длинным носиком. Можно раз в неделю снимать подвесные горшки и погружать в воду, чтобы земля пропиталась влагой «с запасом», слить излишнюю влагу и вернуть растения на высоту положения».

Зимой ампельные растения необходимо часто опрыскивать, так как вверху воздух не только теплее, но и суше. Самый удобный способ увлажнить воздух вокруг растений - это пользоваться спреем.

Все цветоводы согласны с тем, что лучшая вода - дождевая, но поливают комнатные культуры обычной водопроводной водой. Используют также снеговую воду или полученную изо льда холодильников.

Водопроводную воду нужно отстаивать не менее суток в открытой емкости и за это время 2 - 3 раза перелить ее тонкой струйкой, чтобы она насытилась кислородом воздуха и из нее улетучился хлор.

Что же касается кипяченой воды, то по этому поводу даже у специалистов возникают разногласия. Одни ратуют за нее (мягкая), другие категорически против (в процессе кипячения из нее удаляется необходимый растениям воздух), третьи настоятельно советуют поливать водой, набранной из крана с горячей водой (по жесткости близка к кипяченой). Поэтому решать вам, основываясь на своем опыте и практике.

Многие растения чувствительны как к жесткости воды, так и к повышенному содержанию извести. Оптимальную воду (рН 5,5 - 6) при избытке извести получают, профильтровав ее через слой торфа. Для смягчения жесткой воды цветоводы-любители добавляют в ведро воды несколько капель фосфорной, серной, соляной или другой кислоты. Однако постоянный полив такой водой ведет к подкислению субстрата. Нельзя смягчать воду добавлением натрия, токсичного для растений.

Растения абсолютно не переносят, когда их поливают слишком холодной или слишком теплой водой. Полив холодной водой - прямой путь к загниванию корней.

Вода для полива растений в период сильного роста и цветения должна быть на 2 - 3°С выше температуры комнатного воздуха, в период покоя - только комнатной температуры, поскольку полив теплой может привести их к преждевременному пробуждению.

Вода должна быть чистой, т.е. не содержать механических и химических примесей. Некоторые цветоводы считают, что «водные отходы» с кухни идеально подходят для полива. Например, в воде, оставшейся после варки картофеля, содержится способствующий росту крахмал. Правда, такой отвар пригоден лишь в том случае, если он не подсолен.

То же относится и к воде, в которой варились овощи. Отстоявшаяся минеральная вода (без углекислоты) также может быть использована для полива. А вот мыльной водой поливать растения категорически нельзя.

Как правильно поливать растения?

При традиционном поливе сверху струю воды направляют как можно ближе к краю посуды, чтобы не мочить корневую шейку. Поэтому лучше пользоваться лейкой.

Для обильного полива, когда вся первая порция воды впитается в землю, подливать до тех пор, пока она не проступит на поддон. Через час после полива воду из поддона следует слить.

Многие культуры рекомендуется поливать снизу, т.е. наливать воду в поддон, откуда она постепенно впитывается в землю. Если весь ком промок и поверхность земли в горшке стала влажной, полив завершен. Если же вся вода впитается, а земля сверху останется сухой, то поддон надо снова наполнить водой.

Сенполия, глоксиния и цикламен не любят, когда вода попадает на листья. Поливать их надо снизу, погрузив горшки в воду примерно до «плечиков» до тех пор, пока верхний слой почвы в горшке не станет влажным. Далее горшок устанавливают на поддон, чтобы стекла лишняя влага, и только после этого растение возвращают на его постоянное место.

Этим способом полива пользуются и для других культур, когда ссохшаяся почва не пропускает равномерно влагу.

В летнее время растения поливают вечером, когда они остынут после солнечных ванн, или дважды - ранним утром и вечером, зимой - утром.

Если почвенная смесь сильно пересохла и уже не в состоянии впитать воду, налитую на ее поверхность, нужно срочно поставить горшок по «плечики» в емкость с водой до тех пор, пока почва сверху не станет влажной.

Чаще бывает наоборот - растения страдают от чрезмерного полива. Первое время «залитое» растение не подает признаков своего болезненного состояния, но со временем его листья становятся вялыми, а если продолжать полив, они опадут и растение погибнет.

В случае переувлажнения растение достают из горшка, загнившие корни обрезают ножом. Места отреза надо присыпать толченым углем, дать ему подсохнуть, затем пересадить растение в почвенную смесь прежнего состава, но с добавлением (до половины) крупнозернистого песка.

Если вы уехали надолго и растения не кому поливать

Воспользуйтесь подходящим способом постепенного увлажнения почвы в горшках. Если растений не много, переставьте цветочные горшки в более затененное и прохладное место в широкую емкость с водой. Хорошие результаты для растений умеренного полива дает укрытие почвы хорошо увлажненным мхом.

Для компактных растений можно устроить так называемую «капельницу». Для этого на поверхности земли в горшке оставляют мокрую губку или полиэтиленовый мешочек с водой с туго завязанной горловиной, проколов в нем маленькую дырочку.

Для крупного растения в большой посуде вместо мешка используют пластиковую бутылку с водой, закрыв ее пробкой и сделав возле горлышка несколько отверстий. Бутылку (2 - 3 бутылки) переворачивают вверх дном и втыкают в почву. Таким способом растение можно обеспечить влагой на неделю.

В настоящее время широко используется специальный накопитель влаги - гидрогель. Это своего рода миниатюрная губка, имеющая вид полупрозрачных гранул: всего лишь 2 г. вбирают в себя и цепко удерживают до 1 л. воды. При набухании в воде чудо - гранулы увеличиваются в сотни раз, становятся желеобразными, сохраняя свою прочность.

При разовом поливе земляной ком с начинкой из гидрогеля вбирает в себя действительно огромное количество воды, которую отдает корням растений постепенно, как бы автоматически поддерживая оптимальную влажность почвы.

В процессе набухания - испарения гидрогель то многократно увеличивается, то уменьшается в объеме, в результате почва не слеживается, сохраняется рыхлой и пористой, воздухопроницаемой. А главное, земля в горшке никогда не пересыхает и не переувлажняется, влажность ее всегда оптимальна, чего практически невозможно добиться

никаким другим способом.

Вносят гранулы в почву простым способом: карандашом протыкают несколько отверстий в земляном коме по краю горшка и всыпают в них гранулы. Удобнее их смешивать с почвой для пересадки растений из расчета 2 г гранул на 1 кг почвы.

Особо эффективен гидрогель с полным комплексом удобрений. Корни растений, проникая внутрь желеобразных гранул, длительное время снабжаются водой и всеми питательными веществами.

Одноразового внесения гидрогеля вполне достаточно для питания растений в течение 3 - 4 лет, а передозировка удобрений не опасна, так как питание происходит только «по требованию» растения, остальные питательные вещества находятся в запасе.

Поливают растения (и всходы), культивируемые в почвенной смеси с добавкой уникальных гранул, 2 - 3 раза в месяц, причем расход поливной воды в 3 раза сокращается, так как уменьшается бесполезное испарение влаги.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 91»

Проект

Влияние полива на всхожесть семян и рост растений

Выполнили: Лобозова Алиса, Коноплина Софья,

Солопова Дарья

Руководитель: Деменева Г.В., учитель биологии

Новокузнецк, 2017

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Кресс-салат – описание ……………………………………………………...3

Полив растений……………………………………………………………….3

Вода в почве…………………………………………………………………..4

Поливная вода………………………………………………………………...4

Как и когда поливать…………………………………………………………5

Экспериментальная часть……………………………………………………6

Результаты исследования……………………………………………… ……..6

Заключение……………………………………………………………………..7

Литература……………………………………………………………….........8

Приложение……………………………………………………………………9

Введение

Каждую весну мы и наши родители сажаем рассаду. У каждого она вырастает по-разному, а ведь многие даже не знают, что полив играет большую роль во всхожести семян и роста растений.

Только представьте себе, вы поливаете семена обычной водой, когда для более быстрого роста, нужно поливать, допустим, водой с удобрениями. Мы решили исследовать, какими жидкостями лучше поливать семена и рассаду.

Цель работы: выяснить, как влияют разные жидкости на всхожесть семян и рост

Задачи:

1. Узнать информацию о кресс-салате и поливе растений.

2. Определить, какими лучше жидкостями поливать семена и растения.

3. Понаблюдать за всхожестью семян.

Методы исследования: поиск, анализ и систематизация информации о влиянии полива на всхожесть семян на примере кресс - салата

Предмет исследования: кресс-салат и жидкости для полива: вода водопроводная, минеральная вода, газированная вода и вода с минеральными удобрениями

Кресс-салат – описание

Кресс-салат – представитель рода Клоповник, однолетнее овощное растение, которое широко используют в кулинарии и медицине. Кресс-салат имеет тонкий стебель с множеством зеленых листьев. Цветы салата бывают белого либо бледно-фиолетовых оттенков. Молодые листья кресс-салата употребляют в пищу, стебель растения должен быть белого цвета.

В высоту кресс-салат достигает от 30 до 60 см. Корень у него простой, стебли и листья голые, сизовато-зеленые. Плод представляет собой стручок. Цветет кресс-салат в июне или июле. Его можно выращивать не только в открытом грунте, но и в квартире. Домашний кресс-салат растение некапризное. Это самая удобная и неприхотливая зеленная культура для комнатного огорода.

Полив растений

Самая распространенная ошибка - это поливать семена после посадки. Нужно поливать почву, в которые высаживаются семена, и присыпать сухой землей. Если есть необходимость в дополнительном увлажнении, можно воспользоваться пульверизатором. Если поливать сверху, тогда вода затягивает семена в почву, и они долго всходят или вообще не всходят. Лучше недолить, чем перелить.

Избыток воды приведет к тому, что корни начнут гнить и растение погибнет. После того как корни окрепнут и оплетут тару, можно немного перелить, так как корни покрепче впитают воду. Лучше поливать тогда, когда земля сухая, но не пересохшая.

Любое растение состоит в основном из воды. Вода необходима растению и для усвоения других питательных веществ, а также для транспортировки органических соединений, образующихся в самом растении.
В саду не обойтись без обыкновенной лейки. Форма разбрызгивателя и размеры отверстий важны для качественного полива.

Так как нередко естественных источников воды недостает, а атмосферные осадки распределяются в течение года неравномерно, то мы стараемся помочь почве удержать как можно больше влаги. Этому служат осенняя перекопка участка, снегозадержание и даже своз снега зимой, рыхление почвы во время вегетации культурных растений, увеличение содержания гумуса в почве с помощью органических удобрений, террасирование садовой территории, лежащей на слишком крутых склонах.

Вода в почве

Одна из важнейших функций почвы - ее способность обеспечивать корневую систему растений достаточным количеством доступной ей воды.
Различные приспособления должны облегчать полив, обеспечивать растениям достаточное количество влаги и улучшать микроклимат.

Водопроницаемость почвы имеет большое значение для растений. Если она невелика, то осадки проникают лишь в самый верхний слой, пропитывают и заболачивают его. Затем вода быстро испаряется, вызывая затвердение и растрескивание поверхности. А слишком большая водопроницаемость почвы приводит к тому, что влага быстро уходит вглубь, куда корни растений уже не достают. Поэтому задача садовода - путем подходящей мелиорации добиться средней водопроницаемости, что обеспечивает равномерное увлажнение всей корневой зоны.

Поливная вода

Вода для полива должна быть чистой, без мути и запаха, с низким содержанием солей, нейтральной или слегка кислой реакцией. Качество поливной воды в значительной мере определяется ее источником. В зависимости от этого мы можем разделить такую воду на четыре группы: дождевую, водопроводную, колодезную и родниковую, речную и озерную.

Дождевая вода всегда считалась самой лучшей для полива растений и в большинстве случаев такой остается и поныне. Она, как правило, мягкая, имеет слабокислую реакцию. Ее преимущество и в высоком содержании растворенного кислорода (приблизительно в десять раз большем, чем в колодезной воде). Так что сбор дождевой воды следует считать отнюдь не пережитком, а весьма разумной растениеводческой мерой.

Струя мелко разбрызгиваемой воды успевает прогреться на воздухе, так что, попадая на растения, она уже имеет идеальную температуру

Водопроводная вода подвергается специальной обработке, она очищена от мусора, вредных веществ и сделана пригодной для питья. Для полива она тоже подходит, если не содержит в себе слишком много минеральных веществ. Временной помехой для ее использования может быть и более высокое содержание в ней хлора, однако он сравнительно быстро улетучивается.

Колодезная вода, как и родниковая, отличается обычно высоким содержанием минеральных веществ. Она образуется в основном из воды дождевой и снеговой, которая, проникая в подпочвенные слои, растворяет химические соединения, содержащиеся в грунте и горных породах. Если содержание минеральных веществ в колодезной воде, а в основном это бывают сырые калийные соли, превышает границу одного грамма на один литр, то такая вода уже считается минеральной. Она может быть безвредной для человека, но непригодной для полива растений.

Вода из рек и водоемов наряду с обычными минеральными солями может содержать и разные опасные для растений примеси. Это, главным образом, минеральные масла, современные чистящие и моющие средства, отбросы и отходы различных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Как и когда поливать

Правильный полив растений - это своего рода искусство. Правильное увлажнение идет на пользу растениям, а неправильное - может нанести и вред, не говоря уже о том, что в последнем случае вода расходуется впустую.

При поливе должно действовать правило: увлажнять почву надо так, чтобы вода поступила к корням растений, т. е. чтобы полив был достаточным. Всего лишь намочить поверхность земли не имеет никакого смысла. Разумеется, поливная норма зависит от вида растений, от глубины, на которой находятся их корни.

Главная масса корней фруктовых деревьев расположена на глубине 30-60 см. Поэтому поливать их лучше реже, но зато обильно. По меньшей мере, пять леек воды должно приходиться на одно дерево в возрасте полного плодоношения. Больше всего фруктовое дерево нуждается в воде во время распускания почек, затем после того, как отцветает - при росте новых побегов, и когда происходит дифференциация цветочных бутонов. Обильный полив позже, в августе, может уже иметь неблагоприятное воздействие на продолжение вегетации, а тем самым и на вызревание древесины, хотя непосредственно перед сбором плодов полив тоже бывает на пользу.

Простой и экономный способ увлажнения посадок клубники, так называемое капельное орошение, позволяющее и при весьма малом расходовании воды обеспечивать ею сравнительно большие площади.

С овощами следует поступать иначе. Капусту, брюкву, кольраби в солнечные дни следует поливать ежедневно и лучше всего путем обрызгивания. Теплолюбивые овощи - огурцы и помидоры - также надо поливать каждый день, но никогда не прибегать к обрызгиванию, а направлять струю воды только под корень. Еще лучше рядом с этими растениями сделать ямку или канавку и воду лить туда. Луковичные культуры поливают лишь в период длительной засухи, а в остальное время они обходятся без дополнительного увлажнения так же, как и корнеплоды - морковь и петрушка. Однако очень любит влагу сельдерей, его практически можно поливать все время. Регулярного полива требуют все молодые растения после пересадки их в грунт. Нуждаются в нем и все посевы.

Экспериментальная часть

Оборудование:

    Коробочки для почвы

    Семена Кресс - салата

    Водопроводная вода

    Газированная вода

    Минеральная вода

    Вода с удобрениями

Время эксперимента - 7 дней.

Сначала, мы взяли 10 семян Кресс салата и посадили их в каждый контейнер.

Результаты исследования

Минеральная

вода

Вода с удобрениями

Газированная вода

7/10

3/10

1/10

7/10

5/10

7/10

9/10

5/10

8/10

10/10

0/10

Вывод: 10 апреля 2017 года, мы начали наблюдения, посадили 10 семян в четыре коробочки с землёй. Проект длился 7 дней. 17 апреля 2017 года мы закончили наблюдение за кресс-салатом. Семена растений мы поливали 1 раз в день. На 4 день наблюдения за кресс-салатом мы обнаружили что в земле, которую мы поливали водой с удобрением взошли 7 из 10 ростков. На 5 день наблюдения в земле, которую мы поливали минеральной водой взошёл 1 из 10 росток, в земле которую поливали обычной водой взошло 3 из 10 ростков, а в земле, которую мы поливали газированной водой «Мохито» ничего не взошло. На 6 день мы обнаружили что в земле, которую мы поливали водой с удобрением взошло 9 из 10 ростков, в земле которую поливали минеральной водой взошло 7 из 10 ростков, в земле которую поливали обычной водой взошло 5 из 10 ростков, а в земле которую поливали газированной водой «Мохито» ничего не взошло. На последний день эксперимента в земле которую мы поливали водой с удобрением взошло 10 из 10 ростков, в земле которую поливали минеральной водой взошло 8 из 10 ростков, в земле которую поливали обычной водой взошло 5 из 10 ростков, а в земле которую мы поливали газированной водой «Мохито» ничего не взошло.

Проведя наблюдение за кресс-салатом, мы пришли к выводу, что семена и растения лучше поливать водой с удобрением, так же можно поливать минеральной водой и обычной. Но лучше всего поливать водой с удобрением.

Заключение

На основании собранной информации и нашего исследования мы пришли к выводу: что лучше всего семена и растения поливать:

1. водой с удобрением;

2. минеральной водой;

3. обычной водой.

Потому что эти жидкости лучше способствуют росту растений.

Выполняя эту работу, мы получили огромный опыт и необычайно много эмоций! Нам казалось, что работать в группе легко, но это не так уж и просто. Конечно, было много споров, в этом проекте нужно было прислушиваться к чужому мнению, и чаще всего, приходилось соглашаться с ним. И конечно сама тема, которую мы выбрали, была намного сложнее, чем в 4 классе. Несмотря на все преграды, мы сделали, по нашему мнению, очень даже не плохой проект. В.В. Пасечник. Москва, «Дрофа» ,2015.

Приложение

Фото 1.семена


Фото 2. Коробочки с грунтом

Влияние воды на растение

Вода - составная часть организма плодовоягодных растений и важнейший фактор их жизнедеятельности, роста и развития.
Без воды жизнь растения невозможна. Она входит в состав всех тканей. При
оптимальных условиях в листьях и побегах содержится до 75, в корнях - до 85,
а в плодах - до 90% воды, поэтому плодовые деревья, особенно в плодоносящем
возрасте, требуют значительного количества воды. Вода растворяет минеральные
элементы питания и разносит во все части растения, участвует в синтезе органических веществ в листьях, регулирует тепловой режим растений, участвует в построении и жизнедеятельности тканей, поддерживает необходимый тургор (давление) в клетках, регулирует взаимообмен элементами питания между надземной
и подземной частями растений. Плодовые растения различных видов и сортов
имеют различную интенсивность испарения влаги и потребность в воде. Более
требовательны к воде слива, яблоня, груша, черешня; менее требовательны -
вишня, абрикос, персик, миндаль. Взрослые деревья расходуют воду листьями
больше, чем молодые. Для своего произрастает я плодовые культуры потребляют
определенное количество влаги. В США установлено, что орошение садов можно
не производить, если за год выпадает более 600 мм осадков. Полезное действие
осадков, особенно летних, сказывается на плодовые растения лишь в том случае,
если, они выпадают часто и в значительном количестве при влагоемких почвах,
способных длительное время удерживать влагу» При выпадении дождя в небольшом количестве влага быстро испаряется, принося очень незначительную пользу
растениям, Поэтому частая поверхностная поливка с внесением малого количества воды не дает положительных результатов. Сильнее испаряют воду плотные
глинистые почвы, менее - песчаные, но они плохо удерживают ее. Для сбережений влаги необходимо уничтожать и содержать почву в рыхлом состоянии.
Для нормального развития плодово-ягодных растений в почве должно быть
определенное количество влаги 40-70%. Чем легче почва, тем больше нужно
насыщать ее влагой (песчаные почвы), чем почвы тяжелее, тем меньше, так как
при избытке влаги на тяжелых глинистых почвах может прекратиться доступ
воздуха к корням.
В целях сохранения влаги почву после поливов или выпадения обильных
осадков рыхлят» Двукратное рыхление приравнивается по своей силе действия,
к одноразовому поливу,
Кроме рыхления, полезно проводить притенение (мульчирование) почвы
перегноем, скошенной травой, толем. Создавая в почве наилучшие условия сохранения влаги, в горной зоне Алма-Атинской области можно обойтись без полива
в саду.

Вашему вниманию предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных. Выберите правильные ответы и впишите их индексы в матрицу ответов.

1. Биология - это наука, изучающая

а) строение объектов живой и неживой природы

б) взаимодействия объектов живой и неживой природы

в) жизнь во всех её проявлениях (верный)

г) рациональные пути использования природных ресурсов

2. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочка Земли, которую называют

а) атмосферой

б) гидросферой

в) литосферой

г) биосферой (верный)

3. Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой невозможно реализовать основные жизненные свойства, является

б) молекула

в) клетка (верный)

г) биосфера

г) царство (верный)

5. Из перечисленных царств живых организмов человека принято относить к

а) бактериям

б) грибам

в) растениям

г) животным (верный)

6. Из перечисленных жизненных свойств в неживой природе встречается

а) питание

б) дыхание

в) рост (верный)

г) размножение (самовоспроизведение)

7. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого

а) обмен веществ и превращение энергии (верный)

б) форма и окраска объекта

в) разрушение объекта под действием окружающей среды

г) изменение размеров и массы тела

8. Для живых объектов природы, в отличие от тел неживой природы, характерно

а) дыхание (верный)

б) уменьшение веса

в) перемещение в пространстве

г) растворение веществ в воде

9. Для изучения и выявления сезонных изменений в природе используют следующий метод

а) наблюдение (верный)

б) эксперимент

в) измерение

г) сравнение

10. Влияние полива на жизнь растений можно установить с помощью

а) измерения

б) эксперимента (верный)

в) искусственного отбора

г) микроскопа

11. Среда жизни, характерная для человека

а) водная

б) наземно-воздушная (верный)

в) почвенная

г) внутренняя среда другого организма

Личный результат

Биология – это наука, изучающая
2. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочка Земли, которую называют
3. Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой невозможно реализовать основные жизненные свойства, является
4. Самая крупная систематическая категория (единица) органического мира
5. Из перечисленных царств живых организмов человека принято относить к
6. Из перечисленных жизненных свойств в неживой природе встречается
7. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого
8. Для живых объектов природы, в отличие от тел неживой природы, характерно
9. Для изучения и выявления сезонных изменений в природе используют следующий метод
10. Влияние полива на жизнь растений можно установить с помощью
11. Среда жизни, характерная для человека

Опыты по окружающему миру с растениями. Докажем, что …. Выясним какая среда самая благоприятная и многое другое… Советую создать дневник наблюдения, в который вы будет записывать или зарисовывать ваши наблюдения…

Цель : выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Оборудование : два одинаковых растения (бальзамин), вода.

Ход опыта : Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.)?

Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисуете в течение одной недели. Делаем вывод ….. Да, растения без воды жить не могут.

На свету и в темноте

Цель : определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Оборудование : лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход опыта : Выясним, с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрываем часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовываем результат опыта через 7-10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убираем колпак. Через 7-10 дней вновь зарисовываем результат (лук на свету позеленел - значит в нем происходит фотосинтез (питание)).

В тепле и в холоде

Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Оборудование : зимние или весенние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, цветы с клумбы с частью почвы (осенью); модель зависимости растений от тепла.

Ход опыта : Почему на ветках на улице нет листьев? (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагаю внести ветки в помещение. Наблюдаем за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовываем.

Вывод : Для жизни и роста растениям нужно тепло.

А как скорее увидеть первые весенние цветы? (внести их в помещение, чтобы им стало тепло). Выкапывайте корневище мать-и-мачехи с частью почвы, перенесите в помещение, наблюдайте за временем появления цветов в помещении и снаружи (в помещении цветы появляются через 4- 5 дней, на улице - через одну-две недели). Вывод: холодно - растения растут медленно, тепло - растут быстро.

Как же продлить лето для цветов? (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, для того чтобы не повредить их). Наблюдайте за изменением цветов в помещении и на клумбе (на клумбе цветы завяли, замерзли, погибли; в помещении - продолжают цвести).

Кому лучше?

Цель

Оборудование : два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Ход опыта : Определите, могут ли растения долго жить без почвы? (не могут); где они лучше растут - в воде или в почве?

Поместите черенки герани в разные емкости - с водой, землей. Наблюдайте за ними до появления первого нового листочка;

Вывод: у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

Как быстрее?

Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Оборудование : веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.

Ход опыта : Определите, нужно ли растениям удобрение, и выберите разный уход за растениями: одно - поливайте обычной водой, другое - водой с удобрениями.

Для удобства пометьте емкости разными символами. Наблюдайте до появления первых листочков, следите за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее).

Вывод: в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет.

Где лучше расти?

Цель : установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Оборудование : черенки традесканции, чернозем, глина с песком

Ход опыта : Выберите почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе - растению хорошо). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост).

Почему цветы осенью вянут?

Цель : установить зависимость роста растений от температуры, количества влаги.

Оборудование : горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.

Ход опыта : Перед поливом измерьте температуру воды (вода теплая), полейте оставшийся от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Наблюдайте за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охладите воду с помощью снега, измерьте температуру (стала холоднее), полейте - вода в трубку не поступает.

Вывод: Осенью цветы вянут, хотя воды много, так как корни не всасывают холодную воду.

Что потом?

Цель : систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Оборудование : семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Ход опыта : Во что превращаются семена? В течение лета выращивайте растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сбора плодов сравните свои зарисовки, составьте общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко- росток - взрослое растение - цветок - плод.

Что есть в почве?

Цель : установить зависимость факторов неживой природы от живой (плодородие почвы от гниения растений).

Оборудование : комочек земли, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.

Ход опыта : Рассмотрите лесную почву и почву с участка. С помощью лупы определите, где какая почва (в лесной много перегноя). Выясните, на какой почве лучше растут растения, почему? (в лесу растений больше, в почве больше питания для них).

Вместе со взрослым (!) сожгите лесную почву в металлической тарелочке, обратите внимание на запах при сгорании. Попробуйте сжечь сухой лист. Определите, что делает почву богатой? (в почве леса много перегнившей листвы). Обсудите состав почвы города. Как узнать, богатая ли она? Рассмотрите ее с помощью лупы, сожгите на тарелочке.

Что у нас под ногами?

Цель : подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.

Оборудование : почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная емкость (стакан), ложка или палочка для размешивания.

Ход опыта : Рассмотрите почву, найдите в ней остатки растений. Пусть взрослый нагреет почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Выясните, почему стекло запотело? (в почве есть вода). Продолжайте нагревать почву, попробуйте определить по запаху дыма, что находится в почве? (питательные вещества: листья, части насекомых). Затем почву нагрейте до исчезновения дыма. Выясните, какого она цвета? (светлая), что из нее исчезло? (влага, органические вещества). Высыпьте почву в стакан с водой, перемешайте. После оседания в воде частиц почвы, рассмотрите осадок (песок, глина). Почему в лесу на месте костров ничего не растет? (выгорают все питательные вещества, почва становится бедной).

Где дольше?

Цель : выяснить причину сохранения влаги в почве.

Оборудование : горшки с растениями.

Ход опыта : Полейте почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставьте один горшок на солнце, другой - в тень. Объясните, почему в одном горшке почва сухая, в другом - влажная (на солнце вода испарилась, а в тени - нет). Решите задачу: над лугом и лесом прошел дождь; где земля дольше останется влажной и почему? (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца).

Хватает ли света?

Цель : выявить причину того, что в воде мало растений.

Оборудование : фонарик, прозрачная емкость с водой.

Ход опыта : Обратите внимание на комнатные растения, расположенные около окна. Где растения растут лучше - около окна или вдали от него, почему? (те растения, что ближе к окну, - им больше достается света). Рассмотрите растения в аквариуме (пруде), определите, будут ли расти на большой глубине водоемов растения? (нет, свет через воду проходит плохо). Для доказательства подсветите фонариком воду, уточните, где растениям лучше? (ближе к поверхности воды).

Где растения быстрее получат воду?

Цель : выявить способность разных почв пропускать воду.

Оборудование : воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, почва из леса и с тропинки.

Ход опыта : Рассмотрите почвы: определите, где лесная, а где - городская. На дно воронки положите вату, затем исследуемую почву, поставьте воронку на емкость. Отмерьте одинаковое количество воды для той и другой почвы. По стеклянной палочке в центр воронки медленно влейте воду до появления воды в емкости. Сравните количество жидкости. Через лесную почву вода проходит быстрее, лучше впитывается.

Вывод : растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе.

Вода - это хорошо или плохо?

Цель : выделить из многообразия растений водоросли.

Оборудование : аквариум, элодея, ряска, лист комнатного растения.

Ход опыта : Рассмотрите водоросли, выделите их особенности и разновидности (растут полностью в воде, на поверхности воды, в толще воды и на суше). Попробуйте изменить среду обитания растения: лист бегонии опустите на воду, элодею поднимите на поверхность, ряску опустите в воду. Наблюдайте, что происходит? (элодея сохнет, бегония загнивает, ряска сворачивает лист).

Бережливые растения

Цель : Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

Оборудование : Растения: фикус, сансевьера, фиалка, диффенбахия, лупа, целлофановые пакетики.

Ход опыта : Докажите, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Самостоятельно выберите растения, которые, по вашему мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Выполните опыт: наденьте на лист целлофановый пакет, наблюдайте за появлением влаги внутри него, сравните поведение растений. Вывод: листья этих растений испаряют мало влаги.

Почему меньше?

Цель : Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

Оборудование

Ход опыта : Выясните, какие из растений смогут жить в джунглях, лесной зоне, саванне.

Возможно, вы считаете, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу - обычные растения; в саванне - растения, накапливающие влагу. Ок, докажем.

Налейте одинаковое количество воды в колбы, поместите туда растения, отметьте уровень воды; через один-два дня отметьте изменение уровня воды. Вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги - они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко.

Какие корни у растений тундры?

Цель : понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

Оборудование : пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.

Ход опыта : Назовите особенности почвы в тундре… Да, мерзлота. Выясните, какими должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте. Поместите проращённые бобы на толстый слой влажной ваты, прикройте влажной тканью, поставьте на холодный подоконник, наблюдайте в течение недели за ростом корней, их направлением. Вывод: в тундре корни растут в стороны, параллельно поверхности земли.

Может ли растение дышать?

Цель : выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Оборудование : комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход опыта : Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Вы знаете, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания как и у человека. Вот и начало опыта проведем сами на себе. Попробуйте сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином. Теперь попробуйте подышать через эту трубочку. Да, вазелин не пропускает воздух.

Выдвинем гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смажьте одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Через неделю сделайте вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Как дышат растения?

Цель : определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Оборудование : прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа

Ход опыта : Узнаем, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Как нам обнаружить воздух? рассмотреть срез стебля через лупу (есть отверстия), погрузить стебель в воду (наблюдать выделение пузырьков из стебля). И проведем еще опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:

  1. налить в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2-3 см;
  2. вставить лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазать пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
  3. здесь же проделать отверстие для соломинки и вставить ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепить соломинку пластилином;
  4. выгнать из бутылки воздух - через соломинку втянуть воздух.

Из погруженного в воду конца стебля начнут выходить пузырьки воздуха. Вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Какой газ выделяет растение на свету?

Цель : установить, что растение при фотосинтезе выделяет кислород.

Оборудование : большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Ход опыта : Почему в лесу так легко дышится?…. Да, конечно, растения выделяют кислород, необходимый для дыхания человека. Предположение докажем опытом: поместите внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Поставьте в теплое, светлое место . Через 1-2 суток ответьте на вопрос: как узнать, накопился ли в банке кислород? (кислород горит, значит можно поднести туда горящую спичку). Наблюдайте за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Вывод: растения нужны животным и человеку для дыхания.

Во всех ли листьях происходит фотосинтез?

Цель : доказать, что фотосинтез происходит во всех листьях.

Оборудование : кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.

Ход опыта : Выясним, происходит ли фотосинтез в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Поместите лист в кипящую воду, через 5-7 минут его рассмотреть, зарисовать результат. (Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску). Вывод: в листе происходит фотосинтез.

Лабиринт

Цель : уставить наличие фототропизма у растений.

Фототропи́зм (от греч. свет и поворот) - изменение направления роста органов растений, в зависимости от направления падающего света.

Оборудование : картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном - отверстие.

Ход опыта : В коробку поместите клубень, закройте ее, поставив в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Откройте коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассмотрите их направление, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставьте коробку открытой, продолжайте в течение недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).

В погоне за светом

Цель: установить, как растение двигается в направлении источника света.

Оборудование : два одинаковых растения (бальзамин, колеус).

Ход опыта : Обратите внимание, что листья растений повернуты в одном направлении. Установите растение к окну. Обратите внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обратите внимание, что все листья потянулись к свету. Переверните растение на 180 градусов. Отметьте направление листьев. Наблюдайте еще дня три, отметьте изменение направления листьев (они опять повернулись к свету). Результаты зарисуйте.

Происходит ли фотосинтез в темноте?

Цель : доказать, что фотосинтез в растениях происходит только на свету.

Оборудование : комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.

Ход опыта : Загадка: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Преверим опытом: часть листа заклейте пластырем, растение поставьте к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимите. Вывод: без света фотосинтеза в растениях не происходит.

Фабрика питания Цель: определить, что растение может само себя обеспечить питанием.

Оборудование : горшок с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.

Ход опыта : Внутрь прозрачной большой емкости поместите черенок растения в воде или небольшой горшочек с растением. Почву полить. Емкость герметично закрыть крышкой, поставьте в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдайте за растением. Выясните, почему оно не погибло (растение продолжает расти: на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают). Вывод: Растение кормит само себя.

Испарение влаги с листьев растений

Цель : проверить, куда исчезает вода с листьев.

Оборудование : растение, целлофановый пакетик, нить.

Ход опыта : Рассмотрите растение, как движется вода из почвы к листьям? (от корней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать? (вода с листьев испаряется). Предположение проверим, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение поставьте в теплое светлое место. Заметьте, что внутри пакетик «запотел». Спустя несколько часов, снимите пакетик, в котором вы обнаружите воду. Откуда она появилась? (испарилась с поверхности листа), почему не видно воды на остальных листьях? (вода испарилась в окружающий воздух).

Почему меньше?

Цель : установить зависимость количества испаряемой воды от величины листьев.

Оборудование : стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.

Ход опыта : Срежьте черенки для дальнейшей посадки, поместите их в колбы. Налейте одинаковое количество воды. Через один-два дня проверьте уровень воды в каждой колбе. Почему он неодинаков? (растение с крупными листьями поглощает и испаряет больше воды).

Бережливые растения

Цель : установить зависимость между структурой поверхности листьев (плотность, опушение) и потребностью их в воде.

Оборудование : фикус, сансевьера, диффенбахия, фиалка, бальзамин, целлофановые пакеты, лупа.

Ход опыта : Почему фикус, фиалка и некоторые другие растения не требуют много воды? Проведем опыт: наденьте на листья разных растений целлофановые пакетики, плотно закрепите, наблюдайте за появлением влаги в них, сравните количество влаги при испарении с листьев разных растений (диффенбахия и фикус,фиалка и бальзамин).

Вывод: фиалку поливать часто не надо: опушенные листья не отдают, сохраняют влагу; плотные листья фикуса тоже испаряют меньше влаги, чем листья такого же размера, но неплотные.

Что чувствуешь?

Цель : выяснить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

Оборудование : губка, смоченная водой.

Ход опыта : Попрыгайте немножко… Что вы чувствуют при прыжке? (жарко); когда жарко, что происходит? (пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Представьте, что рука - листочек, с которого испаряется вода; смочите губку в воде и проведите ею по внутренней поверхности предплечья. Какие ощущения? (почувствовали прохладу). Что происходит с листьями, когда из них испаряется вода? (они охлаждаются).


Что изменилось?

Цель : доказать, что при испарении воды с листьев происходит их охлаждение.

Оборудование : термометры, два кусочка ткани, вода.

Ход опыта : Рассмотрите термометр, отметьте показания. Заверните термометр в мокрую ткань и положите в теплое место. Через 5-10 минут проверьте, почему температура понизилась? (при испарении воды из ткани происходит охлаждение).

Много - мало

Цель : выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

Оборудование : три растения: одно - с крупными листьями, второе - с обычными листьями, третье - кактус; целлофановые пакетики, нитки.

Ход опыта : Почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими? Выберите три растения с разными по величине листьями. Проведем опыт. Наденьте пакетики на листья, закрепите, наблюдайте за изменениями в течение суток; сравните количество испаряемой жидкости. Сделайте вывод (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать).

Нужен ли корням воздух?

Цель : выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.

Оборудование : емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Ход опыта : Почему одно растение растет лучше другого? Рассмотрите и определите, что в одном горшке почва плотная, в другом - рыхлая. Почему плотная почва - хуже? Докажем. Погрузите одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточните, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместите в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетайте воздух к корешкам, вторую оставьте без изменения, в третью - на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдайте за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей - растение гибнет), делаем выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовываем результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

В каком направлении растет корешок?

Цель : выяснить, куда направлен рост корешка при прорастании семени.

Оборудование : стакан, фильтровальная бумага, семена гороха.

Ход опыта : Возьмите стакан, полоску фильтровальной бумаги и сверните из нее цилиндр. Вставьте цилиндр в стакан так, чтобы он прилегал к стенкам стакана. С помощью иглы поместите несколько набухших горошин между стенкой стакана и бумажным цилиндром на одной высоте. Затем налейте на дно стакана немного воды и поставьте в теплое место. Через некоторое время наблюдайте появление корешков. Куда направлены кончики корней? Почему так происходит?

Зарывающийся корешок

Цель : доказать, что корни всегда растут вниз.

Оборудование : цветочный горшок, песок или опилки, семянки подсолнечника.

Ход опыта : Положите в цветочный горшок на влажный песок или опилки несколько замоченных в течение суток семянок подсолнечника. Прикройте их кусочком марли или фильтровальной бумаги. Наблюдайте за появлением корешков и их ростом. Делайте выводы.

Почему корень меняет свое направление?

Цель : показать, что корень может менять направление роста.

Оборудование : консервная банка, марля, семена гороха

Ход опыта : В небольшое решето или невысокую консервную банку, у которой удалено дно и затянуто марлей, положите десяток набухших горошин, засыпьте их сверху слоем в 2-3 см влажных опилок или земли и поставьте над миской с водой. Как только через отверстия марли проникнут корешки, поставьте решето наклонно к стенке. Через несколько часов вы увидите, что кончики корешков изогнулись в сторону марли. На 2-3 день все корешки будут расти, прижавшись к марле. Как вы это объясните? (Кончик корня очень чувствителен к влаге, поэтому, оказавшись в сухом воздухе, он изгибается в сторону марли, где находятся влажные опилки).

Для чего нужны корни?

Цель : доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.

Оборудование : черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход опыта : Рассмотрите черенки бальзамина или герани с корешками, выясним, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), всасывают ли они воду. Проведем опыт: поместите растение в прозрачную емкость, отметьте уровень воды, плотно закройте емкость крышкой с прорезью для черенка. Определите, что произошло с водой спустя несколько дней? (воды стало мало). Да, через через 7-8 дней воды стало меньше. Вывод: идет процесс всасывания воды корнями.

Как увидеть движение воды через корни?

Цель : доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.

Оборудование : черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход опыта : Рассмотрите черенки герани или бальзамина с корешками, уточните функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корни из земли? Рассмотрите пищевой сухой краситель - «питание», добавьте его в воду, размешайте. Что должно произойти, если корни могут забирать не только воду? (корни должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта зарисуйте в дневнике наблюдений. Что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества? (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Живой кусочек

Цель : установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Оборудование : плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла, алгоритм деятельности

Ход опыта : Есть ли в корнеплодах запас питательных веществ? Возьмите корнеплод, определите его название. Затем поместите корнеплод в теплое светлое место, наблюдайте за появлением зелени, зарисуйте (корнеплод дает питание для листьев, которые появляются). Обрежьте корнеплод до половины высоты, поместите в плоскую емкость с водой, поставьте в теплое светлое место. Наблюдайте за ростом зелени, зарисуйте результат наблюдения. Наблюдение продолжайте, пока зелень не начнет вянуть. А теперь рассмотрите корнеплод (он стал мягким, вялым, невкусным, в нем мало жидкости).

Куда тянутся корни?

Цель : установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

Оборудование : два растения в горшках с поддоном

Ход опыта : Полейте два растения по-разному: циперус - в поддон, герань - под корешок. Через некоторое время обратите внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассмотрите герань и выясните, почему в поддоне у герани не появись корешки? (корни не появились, так как они притягиваются водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне).

Необычные корни

Цель : выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

Оборудование : Сциндапсус, прозрачная с плотной крышкой емкость с водой на дне, решетка.

Ход опыта : Почему в джунглях есть растения с воздушными корнями? Рассмотрите растение сциндапсус, найдите почки - будущие воздушные корни, поместите черенок на решетку в емкость с водой, закройте плотно крышкой. Наблюдайте в течение месяца за появлением «тумана», а затем капель на крышке внутри емкости (как в джунглях). Рассмотрите появившиеся воздушные корни, сравните с другими растениями.

В каком направлении растет стебель?

Цель : выяснить особенности роста стеблей.

Оборудование : брусок, иголки, стеклянная банка, семена гороха

Ход опыта : 2-3 проростка гороха со стеблем и двумя первыми листочками прикрепите к деревянному брусочку. Через несколько часов вы увидите, что стебелек изогнулся вверх. Вывод: стебель, как и корень, обладает направленным ростом.

Движение растущих органов растения

Цель : выяснить зависимость роста растений от света.

Оборудование : 2 цветочных горшка, зерна овса, ржи, пшеницы, 2 картонные коробки.

Ход опыта : В два маленьких цветочных горшка, наполненных влажными опилками, посейте по два десятка зерен. Один горшок прикройте картонной коробкой, другой горшок закройте такой же коробкой с круглым отверстием на одной из стенок. На следующем занятии снимите коробки с горшков. Вы заметите, что проростки овса, которые были прикрыты картонной коробкой с отверстием, будут наклонены в сторону отверстия; в другом горшке проростки не наклонятся.

Можно ли из одного семени вырастить растение с двумя стеблями?

Цель : познакомить обучающихся с искусственным получением двухстебельного растения.

Оборудование : цветочный горшок, семена гороха.

Ход опыта : Возьмите несколько горошин и посейте их в ящик с землей или в небольшой цветочный горшок. Когда появятся проростки, острой бритвой или ножницами срежьте стебельки их у самой поверхности почвы. Через несколько дней появятся два новых стебелька, из которых разовьются два стебля гороха.

Новые побеги появляются из пазух семядолей. Это можно проверить, вынув аккуратно проростки из почвы. Искусственное получение двухстебельных растений имеет и практическое значение. Например, можно получить двухкочанную капусту, которая даст больший урожай, чем однокочанная.

Как растет стебель?

Цель : наблюдение за ростом стебля.

Оборудование : кисть, чернила, проросток гороха или фасоли

Ход опыта : Рост стебля можно наблюдать с помощью меток. Кистью или иглой нанесите на стебелек проросшего гороха или фасоли метки на одинаковом расстоянии друг от друга. Проследите, через какое время, на какой части стебля раздвинутся метки.

По какой части стебля происходит передвижение воды от корней к листьям?

Цель : доказать, что вода в стебле продвигается по древесине.

Оборудование : отрезок стебля, красные чернила.

Ход опыта : Веточку комнатного растения фуксии или традесканции поставить в банку с водой, воду слегка подкрасить красными чернилами или обыкновенной синькой, или пищевыми красителями (краска для пасхальных яиц). Через несколько дней увидите, жилки листьев окрасились в розовый или синий цвет. Затем разрежьте вдоль кусочек веточки и посмотрите, какая ее часть окрасилась. Какой вывод вы сделаете из этого опыта?

Как по стеблям

Цель : показать процесс прохождения воды по стеблям.

Оборудование : трубочки для коктейля, минеральная (или кипяченая) вода, емкость для воды.

Ход опыта : Рассмотрите трубочку. Трубочка может проводить воду, так как в ней есть отверстия, как в стеблях. Погрузив один конец трубочки в воду, пробуйте легко потянуть в себя воздух из другого конца трубочки; наблюдают за движением воды вверх.

Запасливые стебли

Цель : выявить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.

Оборудование : губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой, глубокая емкость с водой

Ход опыта : Рассмотрите брусочки разных пород дерева через лупу, расскажите об их разной степени впитывания (у некоторых растений стебель может впитывать воду так же, как губка). В разные емкости налейте одинаковое количество воды. В первую опустите бруски, во вторую - губки, оставьте на пять минут. Куда больше впитается воды? (в губку - в ней больше места для воды). Наблюдаем за выделением пузырьков. Проверяем бруски и губки в емкости. Почему во второй емкости нет воды (вся впиталась в губку). Приподнимите губку, из нее капает вода. Объясните, где дольше сохранится вода? (в губке, так как воды в ней больше). Предположения проверьте до высыхания бруска (1-2 часа).

Много ли воды впитывают семена?

Цель : выяснить, какое количество влаги впитывают прорастающие семенами.

Оборудование : Мерный цилиндр или стакан, семена гороха, марля

Ход опыта : В мерный цилиндр на 250 мл налейте 200 мл воды, затем семена гороха положите в марлевый мешочек, завяжите ниткой так, чтобы остался конец ее длиной 15-20 см, и аккуратно опустите мешочек в цилиндр с водой. Чтобы из цилиндра не испарялась вода, необходимо завязать его сверху промасленной бумагой. На следующий день необходимо снять бумагу и за конец нитки вынуть мешочек с набухшим горохом из цилиндра. Дайте стечь воде с мешочка в цилиндр. Сколько воды осталось в цилиндре? Сколько воды впитали в себя семена?

Велика ли сила давления набухающих семян?

Цель

Оборудование : мешочек из ткани, колба, семена гороха.

Ход опыта : Насыпьте в небольшой мешочек семена гороха, крепко завяжите его и опустите в стакан или в банку с водой. На другой день вы обнаружите, что мешочек не выдержал давление семян - он лопнул. Почему это произошло? …. Это говорит о том, что сила набухающих семян велика.

Какую тяжесть могут поднять набухающие семена?

Цель : выяснить силу набухающих семян.

Оборудование : консервная банка, гиря, горох.

Ход опыта : Насыпьте в высокую консервную банку с отверстиями на дне одну треть семян гороха; поставьте ее в кастрюлю с водой, так, чтобы семена оказались в воде. Положите на семена кружок из жести и сверху поставьте гирю или любой другой груз. Наблюдайте, какую тяжесть могут поднять набухающие семена гороха. Результаты фиксируйте в дневнике наблюдений.

Дышат ли прорастающие семена?

Цель : доказать, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.

Оборудование : стеклянная банка или бутылка, семена гороха, лучина, спички.

Ход опыта : В высокую, с узким горлом бутылку насыпьте «наклюнувшиеся» семена гороха и плотно закройте пробкой. До следующего занятия предположите о том, какой газ могли выделить семена и как это доказать? Откройте бутылку и докажите наличие углекислого газа в ней с помощью горящей лучины (лучина погаснет, т.к. углекислый газ подавляет горение).

Выделяется ли при дыхании семян тепло?

Цель : доказать, что при дыхании семена выделяют тепло.

Оборудование : пол-литровая бутылка с пробкой, семена гороха, термометр.

Ход опыта : Возьмите пол-литровую бутылку, наполните ее чуть «наклюнувшимися» семенами ржи, пшеницы или гороха и заткните пробкой, через отверстие пробки вставьте химический термометр для измерения температуры воды. Затем бутылку оберните плотно газетной бумагой и поставьте в небольшой ящик, чтобы избежать потери тепла. Через некоторое время вы будете наблюдать повышение температуры внутри бутылки на несколько градусов. Объяснить причину повышения температуры семян….

Вершки-корешки

Цель : выяснить, какой орган раньше появляется из семени.

Оборудование : бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные ёмкости, зарисовка с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности.

Ход опыта : Выберите любые из предложенных семян, создайте условия для прорастания (теплое место). В прозрачную емкость положите плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками поместите замоченные бобы (горох, фасоль); салфетку постоянно увлажняйте. Ежедневно наблюдайте в течение 10-12 дней за происходящими изменениями: из боба сначала появится корешок, затем стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег - увеличиваться.

Такие разные цветы

Цель : установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.

Оборудование : сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.

Ход опыта : Рассмотрите цветы, опишите их. Выясните, где у цветка может быть пыльца, и найдите ее ватным шариком. Рассмотрите цветущие сережки березы (это тоже цветы) через лупу, постарайтесь обнаружить сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям? (пчелы летят за нектаром и опыляют растение).

Как пчелы переносят пыльцу?

Цель : выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Оборудование : ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа

Ход опыта : Рассмотрите строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками). Представьте, что ватные шарики - это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасайтесь шариками к цветам. После прикосновения на них остается «пыльца». Так как насекомые могут помочь растениям в опылении? (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца).

Опыление с помощью ветра

Цель : установить особенности процесса опыления растений с помощью ветра.

Оборудование : два полотняных мешочка с мукой, бумажный веер или вентилятор, сережки березы.

Ход опыта : Какие цветы у березы, ивы, почему к ним не летят насекомые? (они очень мелкие, для насекомых не привлекательны; когда они цветут, насекомых мало). Выполните опыт: потрясите мешочками, наполненными мукой - «пыльцой». Выясните, что нужно, чтобы пыльца попала с одного растения на другое (растения должны расти близко или кто-то должен перенести на них пыльцу). Используют веер или вентилятор для «опыления».

Зачем плодам крылышки?

Цель

Оборудование : плоды-крылатки, ягоды; вентилятор или веер.

Ход опыта : Рассмотрите плоды, ягоды и крылатки. Что помогает рассеяться семенам-крылаткам? Наблюдайте за «полетом» крылаток. Теперь попробуйте убрать у них «крылышки». Повторите опыт, используя вентилятор или веер. Почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семена на большие расстояния).

Зачем одуванчику «парашютики»?

Цель : выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Оборудование : семена одуванчика, лупа, вентилятор или веер.

Ход опыта : Почему одуванчиков так много семян? Рассмотрите растение с созревшими семенами, сравните семена одуванчика с другими по весу, наблюдайте за полетом, за падением семян без «парашютиков», делайте вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко).

Зачем репейнику крючки?

Цель : выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Оборудование : плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов.

Ход опыта : Кто поможет репейнику разбросать свои семена? Разломайте плоды, найдите семена, рассмотрите их через лупу. Уточните, сможет ли им помочь ветер? (плоды тяжелые, нет крылышек и «парашютиков», поэтому ветер их не унесет). Определите, захотят ли их есть животные? (плоды жесткие, колючие, невкусные, коробочка твердая). Используйте кусочки меха и ткани, продемонстрируйте, как происходит распространение семян (плоды колючками цепляются за мех, ткань).