Оказание платных услуг в организациях здравоохранения. Платные услуги в медицинских организациях

Алиса Лузгина

Прошло полгода с тех пор, как вступили в силу новые правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 во исполнение ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Предоставление платных медицинских услуг получило законодательную основу. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 220», которым руководит главный врач, кандидат медицинских наук, врач высшей категории Вера Шастина, начало осуществлять платные медицинские услуги задолго до обновления законодательной базы. По результатам конкурса «Формула жизни» ГП № 220 — лучшая поликлиника столицы в 2012 году. Богатым опытом поликлиники в этой сфере поделилась Елена Кравченко, заместитель главного врача по платным услугам.

— Елена Михайловна, почему вы решили рассказать об опыте организации вашей поликлиникой платных медицинских услуг?

— С каких пор ваше медицинское учреждение начало оказывать платные услуги и что послужило импульсом?

— Наша поликлиника имеет богатую историю. Первое упоминание о ней в документах датируется 1919 годом, а уже в 1944 году в ней работали 150 человек. Современное здание поликлиники было возведено в 1976 году, и необходимость его постройки возникла в связи с увеличением числа прикреплённых пациентов и объёмов работы. И всегда в поликлинике поддерживались высокое качество услуг и индивидуальный подход к пациенту, которые являются традицией.

Платные услуги ГП № 220 начала оказывать более восемнадцати лет назад. Почему возникла необходимость в организации платных услуг? До августа 1990 года поликлиника относилась к Четвёртому управлению при Министерстве здравоохранения СССР, где обслуживались работники организаций и учреждений при правительстве СССР, финансирование было достаточным для содержания поликлиники и оплаты сотрудников.

В августе 1990 года поликлиника передана Главному управлению здравоохранения Мосгорисполкома без изменения штатов и структуры. В 1993-1994 годах в связи с введением обязательного медицинского страхования изменилась структура финансирования поликлиники.

Так как поликлиника располагала большой штатной численностью сотрудников (что связано со спецификой обслуживаемого контингента), наличием здания повышенного комфорта для пациентов: огромные вестибюли, холлы, коридоры, кресла, цветы, собственная территория, внутренний дворик (общая площадь здания более 27 тыс. кв. метров), современным оборудованием — и всё это необходимо содержать, обслуживать, — администрация учреждения обратилась к руководству с просьбой разрешить оказание платных медицинских услуг. Разрешение было получено, и с 1994 года поликлиника, помимо средств бюджета и обязательного медицинского страхования, стала зарабатывать средства от оказания платных медицинских услуг.

За эти восемнадцать лет поликлиникой были оказаны платные медицинские услуги большому количеству пациентов, в основном застрахованным по договорам добровольного медицинского страхования. Кроме того, поликлиникой оказывались платные медицинские услуги по договорам с иными юридическими лицами, а также физическим лицам. Накоплен значительный опыт оказания платных медицинских услуг, благодаря чему мы можем сейчас делиться им с коллегами.

С четвёртого квартала 2012 года ГБУЗ «ГП № 220 ДЗМ» — это амбулаторный центр, в составе головного учреждения и четырёх филиалов.

— Елена Михайловна, расскажите, пожалуйста, об особенностях организации платных медицинских услуг в вашем медучреждении, о работе со страховыми компаниями и другими категориями пациентов — обо всём, что связано с этим видом деятельности в Городской поликлинике № 220.

— Как-то мы вели переговоры со страховой компанией, и один из её представителей выразил удивление по поводу того, что пациенты хотят прикрепления именно к нашей поликлинике, в то время как существует большое количество современных коммерческих медицинских центров. Одна из причин этого заключается в том, что многие наши пациенты уже лечились здесь по программе добровольного медицинского страхования, и сейчас к нам приходят они, их дети и внуки. Это показывает, насколько важна для лечебного учреждения репутация. Чем более внимательное отношение к клиентам, чем выше качество медицинских услуг, которые вы им оказываете, тем больше они стремятся получать услуги именно у вас.

И заслугой является не здание повышенной комфортности для пациентов поликлиники, хотя его обустройство тоже играет свою роль. Главное — это коллектив поликлиники, уровень медперсонала (27 кандидатов медицинских наук, 144 врача высшей квалификационной категории), большой стаж работы, внимание к каждому пациенту.

Лечебно-диагностическим отделением, которое оказывает платные медицинские услуги, успешно руководит с 1997 года врач высшей категории Татьяна Валентиновна Фролова. В её отделении практически все врачи имеют высшую категорию или учёную степень кандидата медицинских наук. Оказывается полный спектр медицинских услуг при двухсменном режиме работы отделения, кроме медицинских услуг тех отделений, которые обеспечивают выполнение как государственного задания по бесплатному оказанию гражданам медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, так и платных медицинских услуг (это рентгенологическое отделение, компьютерная томография, клинико-диагностическая лаборатория). Отделение размещено на отдельно выделенных площадях поликлиники, оно оборудовано современным медицинским оборудованием, которое также приобретено и обслуживается за счёт платных медицинских услуг.

Поликлиника на протяжении многих лет ориентирована на оказание медицинских услуг определённому контингенту — ветеранам Великой Отечественной войны, участникам других войн, чернобыльцам, которым необходимо уделять повышенное внимание со стороны медперсонала, и их приём требует порой значительных временных затрат. В связи с этим было принято решение на отдельное размещение отделения, оказывающего платные медицинские услуги, и его регистратуры, хотя о необходимости выделения отдельных площадей ни в каких нормативных документах не говорится.

В 2013 году, с выходом приказов Минздрава РФ по процедуре прикрепления, количество пациентов, желающих прикрепиться к Поликлинике для получения услуг по программе обязательного медицинского страхования, возросло, и отдельно выделенные площади отделения платных медицинских услуг стали ещё более актуальны.

На 2012-2013 годы было принято много нормативных документов, которые повлияли на организацию и упорядочили оказание платных медицинских услуг:

  • Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 917 «Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций», что позволило накопить средства для приобретения необходимого медицинского оборудования по итогам 2012 года;
  • ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который ввёл законодательную основу по платным медицинским услугам;
  • Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»;
  • Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»;
  • утверждены Минздравом РФ в большом количестве порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи;
  • изданы приказы Департамента здравоохранения города Москвы.

Несмотря на большой опыт поликлиники, в связи с обновлением нормативной базы в преддверии выхода на рынок платных медицинских услуг с 1 января 2013 года большого количества новых участников, в четвёртом квартале 2012 года в поликлинике была усилена служба, обеспечивающая организацию и сопровождение платных медицинских услуг.

Приоритетным направлением деятельности Поликлиники в оказании платных медицинских услуг являются договоры со страховыми компаниями на оказание услуг застрахованным по договорам ДМС. Мы провели переговоры со страховыми компаниями для анализа проделанной за предыдущие годы плодотворного сотрудничества работы, наметили пути дальнейшего взаимодействия на принципах партнёрства с целью снижения убытков и с той и с другой стороны. В результате переговоров получили ответы на интересующие нас вопросы: удовлетворённость качеством оказания платных медицинских услуг и их стоимостью, структуры программ ДМС и возможности увеличения их ассортимента, отдельные вопросы по медико-экономической экспертизе. Страховые компании, в свою очередь, интересовали вопросы снижения стоимости на одного застрахованного и скорейшее внедрение с нашей стороны нового программного обеспечения для улучшения организации совместной работы. В результате встреч со страховыми компаниями мы достигли очень важных целей: выработали ценовую стратегию, определили свою нишу на рынке услуг ДМС по городу Москве. По состоянию на 1 января 2013 года наша поликлиника заключила договоры более чем с 70 страховыми компаниями и иными юридическими лицами.

Договоры с иными юридическими лицами — это договоры по проведению профосмотров и оказания иных медицинских услуг сотрудникам организаций, договоры на оказание услуг пациентам медицинских центров отсутствующих у них услуг, например, рентгенологических исследований, компьютерной томографии, лабораторных исследований и т.д.

Договоры с физическими лицами на оказание платных медицинских услуг мы заключаем, если сами граждане выразили желание получить услуги за плату и подписали информированное согласие об отказе получения данных видов медицинской помощи на бесплатной основе. В нашей поликлинике это в основном пациенты, прикреплённые по договорам ДМС, у которых данные виды медицинских услуг либо не входят, либо ограничены в программе прикрепления по ДМС, а также те пациенты, у которых данные виды медицинских услуг не входят в территориальную программу государственных гарантий, либо они сами решают, какие виды обследований они хотели бы осуществить.

В первом квартале 2013 года в отделении платных медицинских услуг была внедрена автоматизированная информационная система, приобретённая за счёт заработанных при помощи платных услуг средств, которая включает в себя комплекс программных модулей и подсистем, позволяющих автоматизировать различные сферы деятельности поликлиники: запись на приём в регистратуре и на сайте, формирование и выгрузку списков застрахованных, оформление и учёт счетов и расшифровок к счетам-фактурам для работы с юридическими и физическими лицами, ведение электронных амбулаторных карт пациента медицинскими работниками. Данная автоматизированная информационная система позволяет регулярно проводить предварительную внутреннюю экспертизу оказанных медицинских услуг с целью минимизации убытков, оформлять и анализировать ход выполнения договоров с юридическими и физическими лицами. И также мы наконец осуществили интеграцию АИС с лабораторными системами для мониторинга и оперативного получения данных по лабораторным исследованиям. Как любая комплексная программа, наша АИС требует доработок с учётом специфики нашей поликлиники.

Не в ущерб государственному заданию

Платные медицинские услуги бюджетное учреждение может оказывать при условии выполнения Государственного задания по выполнению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, как это прописано в Федеральном законе от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

В Поликлинике осуществляется ежемесячный контроль за выполнением плана по посещениям по всем структурным подразделениям. Государственным заданием утверждено на 2013 год 1060 тыс. посещений. За шесть месяцев 2013 года удельный вес посещений по платным медицинским услугам составил 12 % от общего количества посещений с учётом государственного задания.

С 2013 года финансирование затрат на оказание услуг (связи, транспортные, коммунальные услуги, содержание имущества и прочие услуги) осуществляется только за счёт средств обязательного медицинского страхования и приносящей доход деятельности.

Поликлиникой запланировано за счёт средств приносящей доход деятельности в 2013 году от 50 и более процентов на финансирование затрат по статье 220 — «Оплата работ, услуг». Не менее 15 % от объёма планируемых доходов будет направлено на приобретение нефинансовых активов и на развитие Поликлиники: приобретение современного оборудования, запчастей для оборудования и расходных материалов.

— Расскажите, пожалуйста, о планах развития платных медицинских услуг в поликлинике.

— Коллективом, который работает на направлении платных медицинских услуг в ГБУЗ «ГП № 220 ДЗМ», была проделана большая работа, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В наших планах — улучшение и расширение работы по оказанию платных медицинских услуг, в частности, в филиалах. Как уже было сказано, наша поликлиника как амбулаторный центр имеет в своём составе четыре филиала, и с 2014 года мы планируем включить два из них в программы по договорам по добровольному медицинскому страхованию со страховыми компаниями. В настоящее время филиалы ориентированы на проведение профилактических осмотров, выдачу различных справок на основе заключения медицинской комиссии и оказание платных медицинских услуг в дневном стационаре. Также в наших планах — расширение спектра оказываемых платных медицинских услуг за счёт нового медицинского оборудования, которое приобретается на средства, полученные от оказания платных медицинских услуг.

Так, в 2013 году было приобретено новое оборудование: ультразвуковая диагностическая система LOGIQ E9, аппарат лазерный хирургический SmartXide, аппарат для экстракорпоральной ударно-волновой терапии SWISS DOLORCLAST, аппарат ультрафиолетового облучения крови, лазерный аппарат для внутривенного облучения крови, новое оборудование для зуботехнической лаборатории для изготовления нейлоновых протезов, лазерные аппараты: хирургический и дерматологический.

Во втором полугодии 2013 года в связи с введением в эксплуатацию лаборатории ПЦР наша клинико-диагностическая лаборатория расширит спектр лабораторных исследований.

В настоящее время одним из приоритетов является дальнейшее развитие платных медицинских услуг для физических лиц, которые смогут получать услуги, не входящие в программу госгарантий: ударно-волновую терапию, медицинские услуги по эстетической медицине и другие.

В реальности у нас очень много планов, а мы поделились только тем, что уже достигнуто, и тем, что намерены внедрить в самое ближайшее время. Законодательная база формируется, и дальнейшее развитие платных медицинских услуг неизбежно.

Мы приглашаем наших коллег из бюджетных и коммерческих учреждений к диалогу. Для обсуждения опыта оказания платных медицинских услуг и применения нормативных актов на сайте нашей поликлиники будет открыт форум. Адрес форума в интернете: http://forum.gp220.ru , а также вы можете написать на электронный адрес: [email protected]

Мы стремимся к обмену опытом. Несмотря на важность этой темы, она недостаточно обсуждается в прессе и интернете, а если обсуждение и происходит, оно носит случайный характер. Обмен опытом позволит всем нам как можно скорее повысить уровень оказания платных медицинских услуг так, чтобы это было комфортно для наших пациентов и позволяло получать все необходимые им медицинские услуги.

Платные услуги граждане получают по собственному желанию. Нормативными актами установлены правила, в соответствие с которыми должны оказываться медицинские услуги пациентам в учреждениях здравоохранения.

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения может получить любой гражданин. Это право закреплено федеральным законом об охране здоровья населения. Также права и интересы застрахованных в системе ОМС лиц, а также тех, кто вносит оплату за услуги, регулируются законом о защите прав потребителей.

Основные правила, закрепленные правовыми документами:

После того, как договор будет подписан, а обследование проведено, заказчику дается полная информация о результатах. По желанию клиента могут быть включены в договор дополнительные консультации и процедуры. В брошюрах и на официальном сайте указываются данные не только самой организации, но и всех медицинских работниках.

Порядок оказания услуг по нормам ФЗ

Существует установленный законом общий порядок, которым руководствуются все лечебные учреждения, оказывающие услуги на платной основе:


Все дополнительные услуги, запрошенные клиентом, должны быть обозначены в договоре. Для этого можно использовать приложение к основному документу.

Образец правил предоставления услуг

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения оказываются населению только при соответствии основным требованиям, изложенным в Федеральном законе № 1006.

Образец официального документа:

Основные правила, содержащиеся в российском законодательстве:

  1. Гражданину должна быть предоставлена в письменном и устном виде вся информация о лечении и заболевании, поставленном диагнозе. Кроме того, врач должен уведомить о том, какие виды помощи могут быть получены бесплатно.
  2. Если человек обратился за помощью на бесплатной основе при наличии полиса обязательного страхования, эта помощь должна быть ему оказана в полной мере и бесплатно. Не допустим отказ врача в помощи, связанный с тем, что пациент не захотел оплачивать дополнительные анализы или обследования.
  3. Все, что не входит в программу Обязательного страхования, расценивается как платные услуги – анонимное лечение, индивидуальный медицинский пост, использование лекарств, не требующихся для поддержания жизни.
  4. Лечебное питание и медицинские изделия, предметы гигиены, не предоставляемые по стандартам медицинской помощи, должны оплачиваться пациентом.
  5. Учредители государственных, бюджетных и казенных организаций самостоятельно, но в соответствие с правилами, устанавливают цены на медицинские услуги.
  6. Существует определенная форма и перечень данных, которые должны быть предоставлены клиенту. Прямая обязанность регистраторов в клинике или больнице – предоставить посетителям всю информацию, которая представляет для них интерес – о стоимости услуг, квалификации врачей. Эти данные подтверждаются лицензиями и другими документами.
  7. При заключении договора на оказание услуг на платной основе, работник учреждения должен сообщить клиенту, какой врач будет проводить процедуры, какие методы могут быть использованы. Также дается предупреждение обо всех возможных последствиях и рисках.

Потребителям вся информация дается в сжатом, доступном виде. Должна присутствовать не только устная форма (консультации), но и наглядная – брошюры, сайт в Интернете, листовки и прейскурант, оформленный в соответствие с правилами. Список услуг и фамилии врачей также вывешиваются на отдельный стенд для посетителей.

Когда запрещено оказывать платные услуги

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения не могут оказываться, или оказываются с ограничениями в нескольких случаях (для государственных поликлиник):


Руководитель медицинского учреждения несет ответственность за то, каким образом оказываются платные медицинские услуги. Они должны предоставляться только при необходимости и на высоком уровне. Начальник отделения также изучает дела пациентов и принимает решение, требуется ли в конкретном случае предоставление тех или иных услуг.

Организация платных услуг

Прежде, чем оказывать медицинские услуги населению на платной основе, организация – поликлиника или больница, должна подготовить стандартный, единый бланк договора по образцу:


Все данные выносятся в смету, которая является одним из обязательных документов для частных и государственных больниц и поликлиник, где можно получить услуги по факту обращения. В договор данные переносятся из сметы, с которой клиент может ознакомиться в любой момент.

Лечебное учреждение обязано предоставлять платные услуги только после получения письменного согласия клиента.

Если во время оказания стандартных услуг, описанных в договоре, возникла экстренная ситуация, и появилась необходимость добавить другие услуги с целью устранения угрозы жизни, врачи любого медицинского учреждения обязаны оказать эти услуги на безвозмездной основе.

Организация услуг на иных условиях

Медицинские (платные) услуги населению на иных условиях могут быть предоставлены только:

  • при личном обращении гражданина, по его желанию;
  • по условиям территориальной программы;
  • в рамках целевых программ, введенных государством.

Под иными условиями понимают:


Граждане иностранных государств и лица, не имеющие гражданства, могут рассчитывать только на экстренную бесплатную помощь. В остальных случаях они обязаны оплатить лечение и консультации.

Организация анонимных услуг

Платные анонимные медицинские услуги должны оказываться в соответствие с нормами российского законодательства.

В учреждениях здравоохранения, где клиенты могут получить помощь в условиях анонимности, обязательно должны соблюдаться следующие требования:

  1. Анонимные медицинские услуги оказываются платно, после заключения договора, при условии, что организация имеет необходимую разрешительную документацию.
  2. Если медицинская организация действует в рамках государственной программы, то клиенты могут получать анонимные услуги.
  3. Также лечение на условиях анонимности можно получить в частных медицинских клиниках, но в некоторых случаях, например, если речь не идет о заболевании СПИДом или другими опасными болезнями.

Необходимые услуги клиент выбирает по прейскуранту, в котором обязательно должны быть указаны цены.

Правила предоставления услуг иностранцам, лицам без гражданства

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, временно или постоянно находящимися или пребывающими в России:


Любой человек, находящийся в России, вправе получить экстренную медицинскую помощь по показаниям. Но при самостоятельном обращении в лечебное учреждение – частное или государственное, необходимо оплатить услуги по прейскуранту.

Порядок оказания услуг при самостоятельном обращении

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения предоставляются в следующем порядке:

  1. Клиенту предоставляют прейскурант и по требованию дополнительные документы – лицензию, выданную клинике и отдельным медицинским работникам.
  2. Оформляется договор, в котором указывают все выбранные услуги, ФИО врача – исполнителя, стоимость и сроки.
  3. Проводятся все лечебные мероприятия.
  4. Выносится медицинское заключение. Врач должен рассказать пациенту о результатах исследований, и о диагнозе. Назначается лечение.

Поликлиника или больница выдают клиенту квитанции о получении денежных средств, чеки и копию договора. Вся эта документация необходима организации для ведения бухгалтерской и статистической отчетности.

Возможен ли возврат средств, на каких условиях?

Деньги, потраченные на лечение по платным программам, можно вернуть только в виде социального налогового вычета, либо, по договору, если услуга была не оказана, или оказана не по стандарту.

Возврат средств при оформлении вычета:

Кто может вернуть? Правовое регулирование Условия Как оформить возврат
Все граждане, уплачивающие подоходный налог – 13% (официально трудоустроенные), при условии, что лечение осуществлялось за собственные средства Ч.3 ст.219 п.3 НК РФ Гражданин, купивший лекарства, или оплативший лечение в государственной поликлинике, вправе оформить возврат.

Также его оформляют при оплате лечения детей, супруга.

Предоставляются документы:
  • декларация по форме 3НДФЛ (заполненная);
  • справка о выплаченных налогах — 2НДФЛ;
  • договор на оказание медицинских услуг, справка, подтверждающая оплату.

Если использовался полис ДМС, необходимо предоставить полис, чек, заключение врача и все платежные документы.

Все документы предоставляют в отделение ФНС.

Общая сумма возвращаемых средств не может превысить 120 000 руб. Для не дорогостоящего лечения установлен другой предел для вычета – 15 600 руб. Обратиться для получения вычета можно до истечения 3- летнего срока с момента лечения.

Прейскурант на медицинские услуги

Платные медицинские услуги оказываются по прейскуранту в учреждениях частного и государственного типа. Каждое учреждение здравоохранения, оказывающее дополнительные услуги на платной основе, предоставляет клиенту прейскурант с полным набором процедур и их стоимостью.

В Гражданском законодательстве РФ отмечается, что исполнение договора на оказание медицинских услуг, должно быть оплачено по той цене, которая была оговорена сторонами. Однако, изначально, стоимость устанавливается организацией и указывается в прейскуранте, который предоставляется клиенту для ознакомления.

Если государственное муниципальное лечебное учреждение устанавливает определенные цены на конкретные виды услуг, то в прейскуранте указываются эти цены, и по ним должны проводиться кассовые операции.

Лечебные учреждения, в том числе государственные, вправе самостоятельно устанавливать цены на платные, но не медицинские услуги, а также на все услуги, подразумевающие медицинское вмешательство, но с учетом установленных требований.

Обязательное условие – прейскурант обязательно должен быть на стойке регистрации. Клиенты могут получить его по запросу.

Официального требования в законодательстве относительно прейскуранта нет, но есть указания, данные в п.3 Постановления № 1006, которые должны соблюдаться. В законе отмечено, что любые услуги, предоставляемые на платной основе, должны быть указаны в лицензии. Такое же требование предъявляется и по отметке цен в прейскуранте.

На одни и те же услуги в разных клиниках могут быть установлены разные цены. Основанием для этого являются несколько факторов – тип оборудования, квалификация врачей, вид услуги – консультация или помощь, разный уровень затрат. Кроме того, услуги могут оказываться по наличному и безналичному расчету, в клинике или с выездом на дом, что также существенно влияет на конечную стоимость.

В прейскуранте должны быть обозначены все варианты – например, консультация терапевта с выездом на дом или в поликлинике – стоимость одной услуги в этом случае будет разной.

Любые платные консультации, анализы, исследования, выполняемые по запросу клиента при добровольном посещении клиники, должны быть оформлены по договору. При этом тот же клиент может получить и бесплатные медицинские услуги, если возникнет экстренная ситуация.

В учреждениях здравоохранения, где оказывается помощь на платной основе, обязательно должна быть брошюра и прейскурант, с которым клиент может ознакомиться в любой момент.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о платных медицинских услугах

О платных медицинских услуг:

В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 39 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 194).

Председатель Правительства Российской Федерации
Д. Медведев

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг.

2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

"платные медицинские услуги" - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договор);

"потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

"заказчик" - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

"исполнитель" - медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Понятие "медицинская организация" употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

3. Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

4. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

5. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителя (заказчика).

II. Условия предоставления платных медицинских услуг

6. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно программа, территориальная программа).

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

7. Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

8. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

9. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

III. Информация об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах

11. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

12. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

13. Исполнитель предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:

а) копию учредительного документа медицинской организации - юридического лица, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

14. При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

15. До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

IV. Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

16. Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

17. Договор должен содержать:

а) сведения об исполнителе:

наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

з) порядок изменения и расторжения договора;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

18. Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

19. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

20. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

21. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

22. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

23. Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.

24. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).

25. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

26. Заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

V. Порядок предоставления платных медицинских услуг

27. Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

28. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

29. Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию:

о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;

об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

30. Исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

VI. Ответственность исполнителя и контроль за предоставлением платных медицинских услуг

31. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

32. Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

33. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 10

В статье автор, рассматривая нормативные акты (федеральные, субъектов РФ), освещает порядок организации приносящей доход деятельности в учреждениях здравоохранения, финансируемых из разных бюджетов бюджетной системы РФ, и дает ответы на часто задаваемые бухгалтерами вопросы по этой тематике.

Общие положения о порядке предоставления платных медицинских услуг регламентированы Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 (далее - Правила). Этот документ распространяет свою юридическую силу на медицинские учреждения независимо от их формы собственности, в том числе лечебно-профилактические, научно-исследовательские институты и государственные медицинские образовательные учреждения высшего профессионального образования. Сведения, содержащиеся в этом документе, носят общий характер, и в них многие аспекты, касающиеся порядка предоставления платных услуг, не освещены. Например , согласно п. 9 данного документа цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. При этом не сказано, следует ли учитывать конъюнктуру рынка, качество и потребительские свойства услуг, степень срочности изготовления заказа (за исключением экстренной медицинской помощи), также из этого документа не следует, вправе ли медицинские учреждения устанавливать для отдельных категорий граждан льготы.

Для регулирования порядка предоставления государственными медицинскими учреждениями субъекта РФ платных услуг органы власти субъектов РФ разрабатывают более детальные и подробные нормативные акты. В частности, для медицинских учреждений, получающих полностью или частично финансирование из бюджета г. Москвы, разработан Приказ Минздрава Московской области от 23.04.2008 N 204 "Об утверждении Порядка предоставления платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения Московской области" (далее - Порядок предоставления платных услуг в МО), из бюджета г. Санкт-Петербурга - Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2005 N 112-р "О порядке предоставления платных медицинских услуг" (далее - Порядок предоставления платных услуг в СП); а медицинскими учреждения Удмуртской области применяются Правила предоставления платных услуг в УО, утвержденные Приказом Минздрава Удмуртской Республики от 13.11.2006 N 485.

Несмотря на то что вышеперечисленные нормативные акты, разработаны и утверждены исполнительными органами власти разных субъектов РФ и в разные временные периоды, содержащиеся в них сведения очень схожи. Опираясь на эти и другие подобные документы, можно найти ответы если не на все вопросы, задаваемые бухгалтерами относительно оказания платных медицинских услуг, то по крайней мере на часть из них.

Какие медицинские услуги могут оказывать учреждения здравоохранения на платной основе и какие документы в связи с этим оформляются? Медицинские услуги предоставляются населению на платной основе при соблюдении следующих условий:

  1. Наличие у учреждения разрешения на предоставление платных медицинских услуг, выдаваемого комиссией, находящейся при минздраве соответствующего субъекта РФ.
  2. Включение медицинской услуги в Перечень платных медицинских услуг, разработанный и утвержденный минздравом соответствующего субъекта РФ (в отдельных субъектах РФ, например в Удмуртской области, перечень медицинских услуг, которые могут предоставляться за плату, утвержден не отдельным документом, а включен в Правила оказания платных медицинских услуг, действующие на территории данного субъекта).
  3. Отсутствие наименования медицинской услуги в перечне услуг, выполняемых учреждением в рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, в том числе областной программе обязательного медицинского страхования.
  4. Желание пациента получить медицинскую услугу за плату, даже если она может быть ему предоставлена на безвозмездной основе, так как включена в перечень видов медицинской помощи, предусмотренной Программой госгарантий.
  5. Пациентом является гражданин иностранного государства, не подлежащий обязательному медицинскому страхованию на территории РФ.
  6. Наличие лицевого счета по учету средств от приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства.

Что касается документального оформления предоставляемых платных медицинских услуг, то для этого в учреждении должны быть изданы приказы, утверждающие:

  • заведующего отделением или кабинетом по оказанию платных медицинских услуг (при их наличии);
  • правила оказания платных медицинских услуг;
  • положение об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг;
  • графики (расписания) оказания услуг специалистами;
  • список сотрудников, оказывающих платные медицинские услуги в основное рабочее время.

Кроме того, согласно отдельным нормативным актам субъектов РФ, в частности п. 2.2 Правил предоставления платных услуг в УО, учреждение должно иметь приказ руководителя, которым утвержден перечень медицинского оборудования (приобретенного как за счет средств от приносящей доход деятельности, так и за счет бюджетных ассигнований), используемого в ходе предоставления платных медицинских услуг населению. Другие изученные автором нормативные акты такого требования не содержат. Часто бухгалтеры спрашивают: можно ли использовать при оказании платных услуг оборудование, приобретенное за счет бюджетных ассигнований или средств ОМС? При отсутствии акта субъекта РФ, запрещающего использование упомянутого оборудования при оказании платных услуг, по мнению автора, препятствий для этого нет.

Помимо вышеперечисленных документов, на оказание платных медицинских услуг с лицом, их получающим, заключается договор на возмездное оказание услуг. В нем указывается вид оказываемой медицинской услуги или дорогостоящего лечения, номер и срок действия лицензии, стоимость производимых в рамках договора работ. Кроме того, в нем обязательно должна содержаться информация о том, что пациент извещен о возможности получить данную услугу бесплатно (если эта медицинская услуга ему может быть предоставлена в рамках реализации программы оказания бесплатной медицинской помощи).

Каковы особенности организации работы и планирования оплаты труда медицинского персонала при оказании платных медицинских услуг? Все нормативные акты субъектов РФ содержат требование об отдельном учете рабочего времени специалистов, оказывающих платные медицинские услуги.

При этом требование по распределению полученных от оказания платных медицинских услуг денежных средств содержится только в Порядке предоставления платных услуг в МО. Согласно п. 3.6 данного документа для оплаты труда медицинского персонала, оказавшего амбулаторно-поликлиническую помощь (с учетом начислений), используется 60% указанных доходов, а оказавшего стационарную помощь - 55%. При этом на оплату труда административно-управленческого персонала учреждения направляется не более 10% доходов от платных услуг.

Что касается материального поощрения руководителя учреждения за организацию работы по оказанию платных медицинских услуг, то его размер должен согласовываться с соответствующим органом управления (п. 3.7 Порядка предоставления платных услуг в МО).

Таким образом, если законодательством субъекта РФ установлены процентные соотношения для распределения полученных от оказания платных услуг средств, направляемых на оплату труда лиц, участвующих в осуществлении этой деятельности, то учреждение должно принять данное требование во внимание при разработке внутреннего положения об оплате труда.

Относительно организации труда медицинского персонала в рамках приносящей доход деятельности отметим, что практически все нормативные акты субъектов РФ требуют от медперсонала оказывать платные услуги в свободное от основной работы время. В связи с этим должны составляться раздельные графики работы, то есть по основной ставке и для оказания платных услуг. Однако в исключительных случаях, при условии первоочередного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, оказание платных медицинских услуг допускается в основное рабочее время (например, в связи с технологией проведения). Часы работы медицинского персонала, оказывающего платные услуги во время основной работы, отражаются в табеле учета рабочего времени по приносящей доход деятельности. Минздрав некоторых субъектов РФ, принимая во внимание то, что обычно медперсоналу крайне сложно оказывать медицинские услуги во внерабочее время, разрешает производить их в основное рабочее время. При этом оговаривается, что это не должно создавать препятствий для получения бесплатной медицинской помощи лицам, имеющим на нее право (п. 3.6 Порядка предоставления платных услуг в СП) либо должна соблюдаться первоочередность оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в соответствии с государственной программой (п. 3.4 Правил предоставления платных услуг в УО).

Вместе с тем следует иметь в виду, что оказание в основное рабочее время дополнительных услуг, в том числе и платных, путем повышения интенсивности или производительности труда влечет за собой снижение качества медицинской помощи. В действительности, как правило, медицинские работники оказывают платные услуги в часы своей основной работы. При этом сначала обслуживаются пациенты, получающие медицинскую услугу за плату, а затем по программе государственной медицинской помощи. Таким образом, нарушается действующее законодательство субъекта РФ.

Как формируется и кем утверждается стоимость платной медицинской услуги? В отдельных субъектах (Московской области, г. Санкт-Петербурге) цены на платные медицинские услуги, оказываемые учреждениями, рассчитываются на основе методических рекомендаций, разработанных для этих целей исполнительными органами субъекта РФ (п. 5.1 Порядка предоставления платных услуг в МО, п. 6.1 Правил предоставления платных услуг в УО). В других субъектах РФ цены на медицинские услуги формируются с учетом методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары, услуги, на основании калькуляции (п. п. 7.1, 7.3 Порядка предоставления платных услуг в СП).

Прейскуранты на платные услуги, предоставляемые государственными учреждениями здравоохранения, утверждаются руководителями учреждений и согласовываются с минздравом соответствующего субъекта РФ. Что касается прейскурантов на платные услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, то они устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" (п. 5.3 Порядка предоставления платных услуг в МО).

Какие формы статистической отчетности обязано представлять учреждение при оказании платных услуг? Учреждения представляют статистическую отчетность по формам: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (ежемесячно), N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению" (один раз в год) <1>. Показатели, отраженные в этих формах, приводятся в фактически действующих ценах, включая налог на добавленную стоимость.

<1> Формы и Порядок их заполнения утверждены Постановлением Росстата от 27.10.2006 N 61 "Об утверждении Порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению".

Бухгалтерский учет доходов и расходов от оказания платных медицинских услуг

Учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по бюджетной смете, или получающие доходы от платных медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 6.1 Порядка предоставления платных услуг в МО).

В учетной политике учреждения должны быть отражены:

  • порядок распределения косвенных расходов;
  • метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг;
  • метод оценки материальных запасов;
  • момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, работ, услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, расходуются учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, установленном главным распорядителем. В случае получения дохода в размере большем, чем это было отражено в смете, в нее следует внести изменения.

Бухгалтерский учет при оказании платных медицинских услуг осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции N 25н <2>, которые предполагают ведение бухгалтерского учета по методу начисления. При этом методе доход признается в момент реализации товаров, работ, услуг, а расходы - в тот момент, когда они понесены.

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Корреспонденция счетов по отражению начисления доходов от приносящей доход деятельности будет следующей:

Инструкции

Начислен доход от оказания

медицинской услуги

Поступили денежные средства в счет

оплаты оказанной услуги

Сформирована фактическая стоимость

оказанной услуги

Списана фактическая стоимость

произведенных расходов

Начислен налог на прибыль

Списаны денежные средства со счета

для оплаты расходов, производимых в

рамках приносящей доход

деятельности:

  • в кассу учреждения (для расчетов

через подотчетных лиц);

  • при безналичных расчетах

Если согласно законодательным актам субъекта РФ денежные средства от потребителей платных услуг зачисляются напрямую на лицевой счет финансового органа соответствующего субъекта, то начисление доходов от приносящей доход деятельности следует оформить следующими бухгалтерскими записями:

Учет затрат, произведенных при оказании платных услуг. В соответствии с п. 73 Инструкции N 25н операции по формированию фактической стоимости платных услуг отражаются по дебету счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета:

  • 2 302 00 730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками";
  • 2 104 00 410 "Уменьшение стоимости амортизируемых основных средств";
  • 2 303 02 730 "Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации";
  • 2 303 06 730 "Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
  • 2 105 00 4400 "Уменьшение стоимости материальных запасов".

Списание произведенных расходов по оказанным услугам осуществляется бухгалтерской проводкой (п. 217 Инструкции N 25н):

Дебет счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) в рамках приносящей доход деятельности формируется с кредита счета 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" с учетом аналитики затрат по их видам, то есть по кодам КОСГУ <3>.

<3> Классификатор операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н.

При учете затрат, произведенных в рамках приносящей доход деятельности, сложность вызывает порядок отражения в бюджетном учете расходов, которые в момент их совершения невозможно отнести к конкретному источнику финансирования. Необходимость распределения затрат в соответствии с источником их финансирования продиктована:

  • привязкой всех затрат бюджетных учреждений к источникам их финансирования;
  • требованием ст. 321.1 НК РФ распределять расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонтов основных средств в целях налогообложения прибыли бюджетного учреждения.

Методы распределения затрат в вышеупомянутых Порядках предоставления платных медицинских услуг не установлены. Как уже упоминалось выше, учреждениям следует установить их самостоятельно и отразить в учетной политике.

Т.Сильвестрова

Зам. главного редактора журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Ограниченность ресурсов в здравоохранении является важнейшим фактором развития платных услуг. Бюджетное финансирование и возможности фондов обязательного медицинского страхования не позволяют удовлетворять потребности населения в возрастающих объемах медицинской помощи. Несмотря на государственные гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи, закрепленные в Основном законе (Конституции) Российской Федерации, частный сектор становится реальностью в здравоохранении.

В отрасли сложились предпосылки развития платных услуг. К ним относятся: стремление государства развиваться по пути социально ориентированной рыночной экономики, интеграция национальной экономики в мировое хозяйство, изменение соотношения производства материальных благ и оказания услуг в пользу последнего, наличие мирового опыта развития отраслей, оказывающих услуги, в том числе в области медицины.

К общим предпосылкам можно добавить возможность оказания услуг без привлечения ограниченных государственных средств, наличие законодательной основы развития медицинских услуг, удовлетворение спроса населения на дополнительные услуги. Кроме того, открываются новые возможности для создания дополнительных рабочих мест, внедрения новых научных разработок и технологий лечения пациентов, улучшения материального благосостояния медицинского персонала, повышения стимулов роста квалификации работников, улучшения качества медицинских услуг.

Вместе с тем развитие данного сектора экономики здравоохранения требует взвешенного подхода, осмысления всех возможностей государства, общества, населения при принятии решений в области социально-экономических реформ. Для этого нужны четкие представления не только о проблемах оказания медицинских услуг, но и знание категорий и понятий, с которыми постоянно сталкиваются работники органов управления здравоохранения, лечебных учреждений, население страны в целом. Прежде всего следует остановиться на содержании платной медицинской услуги.

Широкое понимание платной услуги предполагает возмездное ее оказание, т. е. за определенную плату, в узком смысле - осуществление предпринимательской деятельности. Медицинские учреждения относятся к некоммерческим организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение цели, ради которой созданы. В процессе оказания платных медицинских услуг реализуется основная цель медицинских учреждений, поэтому они имеют право на предоставление услуг на платной основе.

Платные медицинские услуги могут быть оказаны в системе частной практики. В ст. 55 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан дано следующее определение частной медицинской практики: «Это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами».

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

Платная медицинская услуга - это вид медицинской деятельности, включающей в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую, зубопротезную помощь и социальный уход, оказываемые сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Они могут оказываться организациями, которые относятся к государственной, муниципальной и частной медицине.

Основными принципами оказания платных медицинских услуг являются: добровольность, доступность и безопасность, соответствие качества услуги установленным требованиям и стандартам, соблюдение прав пациента и ответственность за их нарушение.

Развитие платных услуг имеет свою историю. Платная медицинская помощь в России существовала давно в форме самостоятельных хозрасчетных учреждений Москвы, Ленинграда, Киева.

С конца 80-х годов в целях улучшения использования оборудования, иногда очень дорогостоящего и уникального, оказания дополнительной профилактической, диагностической и лечебной помощи был принят ряд важных правительственных документов о стимулировании медицинской помощи на хозрасчетной основе. Лечебные учреждения получили возможность увеличить заработную плату персонала, достаточно низкую по сравнению с другими отраслями, а также направлять дополнительные средства на развитие материально-технической базы. Объем платной помощи был весьма незначительным. В дальнейшем, по мере обострения экономической ситуации в стране, резкого ухудшения финансирования отрасли платные услуги стали развиваться быстрыми темпами. Они превратились в достаточно весомый источник финансирования больниц.

Ситуация с оказанием платных услуг в Свердловской области характеризуется следующими данными. В 1993 г. населению области были оказаны услуг и на сумму 131,4 млрд р.; в 1994 г. - уже на 1008,1 млрд р. Далее объемы платных услуг быстро возрастали: в 1995 г. они составили 4204,4; в 1996 г. - 6117,9; в 1997 г. - 7835,4 млрд р. По данным Комитета государственной статистики, в 1999 г. населению области было оказано платных услуг во всех секторах реализации на сумму 10385,1 млн р., при этом в организованном секторе экономики - 79,6% их общего объема.

В Уральском регионе в 1999 г. было оказано платных услуг населению на сумму 40983 млн р. Население Свердловской области получило наибольший объем платных услуг; за ней следуют Челябинская область, Республика Башкортостан, Пермская область. Меньше всего платных услуг было оказано населению Курганской области.

Структура платных услуг населению области за 1999 г. характеризовалась следующими данными: бытовые услуги составляли 10,6%; услуги пассажирского транспорта - 24,3; связи - 9,7; жилищно-коммунальные - 18,5; туристско-экскурсионные - 4,6; медицинские - 6,6; образовательные - 7,1; прочие - 18,3%. Разброс показателей, характеризующих объемы платных медицинских услуг, весьма велик: от нескольких процентов до 70% в учреждениях, оказывающих диагностические и оздоровительные услуги. По Свердловской области объем платных медицинских услуг в 1999 г. составил 8%, в 2000 г. - 10%.

Мировая практика показывает, что за последние десятилетия динамично развивался рынок услуг, особенно таких, как компьютерные, информационные, управленческие. При этом наблюдалась их более высокая эффективность по сравнению с производственными отраслями экономики. Доля услуг в расходах населения превышает расходы на товары краткосрочного и долгосрочного пользования. Темпы роста цен на услуги выше, чем на другие статьи расходов населения.

В нашей стране сектор услуг также развивается быстрыми темпами, поэтому очень важно отработать четкий механизм предоставления платных услуг населению. В здравоохранении он включает в себя: правила предоставления платных медицинских услуг, их перечень, организацию, расчеты, формирование цены, организацию бухгалтерского учета, использование полученных денежных средств, контроль за соблюдением правил оказания услуг на платной основе и их качеством.

Общие правила оказания платных услуг учреждениями здравоохранения всех форм собственности регламентируются постановлением Правительства РФ от 13.01.96 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». В Свердловской области приняты постановления правительства от 16.07.97 г. № 595 «О платных услугах учреждений здравоохранения Свердловской области», от 05.05.99 г. № 544 «О платных услугах, оказываемых в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Свердловской области». В них содержатся формы специального разрешения на право оказания платных медицинских услуг, основные требования и предельные тарифы на услуги.

Медицинские учреждения при заключении договоров должны обеспечивать клиента информацией о видах медицинских услуг, оказываемых бесплатно в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования и целевых комплексных программ, о стоимости услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан.

Важнейшим элементом реализации платных услуг населению является ценообразование. В настоящее время здравоохранение представлено бесплатной и платной медициной, поэтому цены формируются в соответствии с двумя вышеуказанными формами. В рыночном секторе здравоохранения, представленном коммерческими организациями, цены определяются с учетом спроса и предложения на услуги. Производитель услуг - учреждение здравоохранения формирует предложение, а покупатели - спрос. Продавец старается окупить затраты и получить прибыль, а покупатель заинтересован приблизить цену к издержкам на услугу. В условиях существенной конкуренции устанавливается цена, удовлетворяющая интересы продавца и покупателя.

Как видим, в процессе формировании цены есть много общего с ценообразованием на рынке услуг. Однако есть и отличия. Они обусловлены принадлежностью к социальной сфере, приоритетами в ценностях людей и их отношением к здоровью, уровнем доходов населения и др. Как правило, эти факторы способствуют удержанию цены на приемлемом для населения уровне.

Основной объем услуг (как в рамках системы обязательного медицинского страхования, так и платных медицинских услуг) оказывают государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения. Они реализуют услуги по ценам больше себестоимости, равной ей и меньше. В первом случае цена формируется исходя из полной себестоимости и планируемого процента прибыли. Процент прибыли или рентабельности обосновывается данными экономического анализа деятельности учреждения, программами его развития, направленными на улучшение материально-технической базы, обеспечение финансовой стабильности, увеличение заработной платы медицинского персонала.

Ранее было сказано, что цены не всегда возмещают расходы на оказание платных услуг. Ярким примером служит диагностическое исследование на магнитно-резонансных томографах. Это исследование очень дорогостоящее. Обычно расходы возмещаются только на одну треть, но лечебные учреждения продолжают оказывать данную услугу, потому что она дает высокий диагностический эффект, что достигается на основе использования прогрессивного оборудования. Диагностические центры, муниципальные больницы среди платных услуг планируют услуги по частичному возмещению затрат.

Ценообразование в здравоохранении является одной из сложнейших проблем. Идеальной методики ценообразования медицинских услуг в настоящее время не существует. Цены и тарифы находятся под воздействием уровня финансирования лечебных учреждений, который, как правило, не покрывает потребностей в медицинских услугах. Эта особенность отрасли определяет характер ценообразования, и в целом ценовую политику лечебных учреждений.

Выбор методики ценообразования зависит прежде всего от цели и задач учреждения, которые достигаются в процессе реализации платных услуг. Если цель состоит в компенсировании недостаточного финансирования, то цены и тарифы могут быть ниже рыночных. Если цель заключается в поиске резервов, необходимых для развития лечебного учреждения, то цены должны отражать все затраты на производство услуг и включать прибыль.

На порядок формирования цены на медицинскую услугу влияют такие факторы, как вид услуги (простая или сложная), наличие договора между производителем и потребителем услуг.

В соответствии со ст. 38 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан право на бесплатную медико-санитарную помощь имеют граждане только по месту жительства. Медицинские услуги, не входящие в программу обязательного медицинского страхования, пациенты могут получить за плату. При оказании комплексной услуги, часть которой гарантируется государством, ее стоимость может быть различной для жителей, прикрепленных к больнице, и для остальных потребителей услуги. Кроме того, цены зависят от платежеспособности предприятий, с которыми заключены договоры на медицинское обслуживание. В этом цены могут быть максимально приближены к рыночным.

Порядок установления цен отличается большим разнообразием на различных территориях. Цены на платные услуги устанавливаются органами власти субъектов Федерации, органами управления здравоохранения, местными органами власти, медицинскими учреждениями. В результате одновременного регулирования цен со стороны перечисленных органов управления конкретные лечебные учреждения оказываются под давлением противоречивых управленческих решений по поводу предоставления платных медицинских услуг. Это осложняет деятельность лечебных учреждений, которые остаются наедине с экономическими проблемами и населением территории, как правило, не одобряющим развитие платных услуг. В период многочисленных избирательных кампаний к экономическим аспектам добавляются политические факторы, которые оказывают заметное влияние на формирование ценовой политики на медицинские услуги.

В настоящее время при оплате услуг используют внутренние цены, тарифы и договорные цены. Внутренняя цена характерна для системы бюджетного финансирования. Она предусматривает строгую регламентацию расходов по конкретным статьям сметы расходов и не включает в себя накладные расходы и рентабельность.

Тарифы на платные услуги - денежное выражение стоимости медицинской услуги, рассчитанной в соответствии с законодательством РФ и других субъектов Федерации. Тарифы могут возмещать затраты (все или частично) либо обеспечивать расширенное воспроизводство. Они могут разрабатываться на основе фактических и нормативных затрат. В первом случае речь может идти о затратной экономике с ценами выше рыночных. Переход на формирование тарифов по нормативам и стандартам обеспечивает научно обоснованные расчеты объемов финансирования здравоохранения с учетом всех предусмотренных классификацией затрат.

Медицинским учреждениям удобнее работать по собственным ценам на платные услуги, органам управления здравоохранением - по ценам, рассчитанным по единой методике. При этом реальные цены в отдельных учреждениях значительно отличаются друг от друга, поскольку в разной степени используются все виды ресурсов. Кроме того, уровень управления (федеральный, областной, муниципальный) также отражается на стоимости платных услуг. Разрушение вертикали управления здравоохранением привело к тому, что разные ветви власти по-разному формируют цены на услуги. Нередко пациент за аналогичную услугу в областном медицинском учреждении платит больше или меньше, чем в муниципальном.

Договорные цены на медицинские услуги широко используются при расчетах в системе добровольного медицинского страхования, в некоммерческих и коммерческих медицинских учреждениях. Они учитывают спрос и предложение, информацию о ценах в организациях-конкурентах, оказывающих аналогичные услуги. Такие цены учитывают полные затраты на медицинские услуги и сопутствующие работы, а также прибыль. Как правило, цена устанавливается затратным методом с учетом расходов на заработную плату, накладных расходов, рентабельности по усмотрению руководителей организации.

В общем виде цена медицинской услуги определяется исходя из себестоимости и прибыли, выраженной через норматив рентабельности.

В состав затрат, включаемых в себестоимость, входят:

  • затраты на оплату труда медицинского персонала и начисления;
  • прямые материальные затраты (стоимость медикаментов, перевязочных средств, питания; амортизация оборудования и многое другое);
  • накладные расходы (заработная плата административно-управленческого персонала, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, капитальный ремонт зданий и сооружений, коммунальные услуги и т. д.).

При этом учет доходов и расходов ведется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Особое внимание в процессе ценообразования уделяется структуре цены на платные медицинские услуги. Известно, что оказание медицинских услуг является очень трудоемким процессом, в котором заняты преимущественно высококвалифицированные работники. Поэтому значительный удельный вес в стоимости платной услуги имеют затраты на заработную плату с начислениями. При выборе методов оплаты труда необходимо учитывать условия труда и технологии оказания услуг, функции заработной платы - воспроизводственную, стимулирующую и социальную, нормативы по труду. Действующий в настоящее время порядок оплаты труда медицинского персонала в соответствии с Единой тарифной сеткой не отражает сложности и ответственности труда, его социальной значимости, поэтому он не должен быть использован при формирования цены.

Лечебные учреждения стараются использовать при расчетах цены такие рыночные категории, как «стоимость» и «цена рабочей силы», «издержки на производство услуги», «прибыль», «рентабельность» и т. д.

На дальнейшее развитие рынка медицинских услуг большое влияние оказывают не только методы формирования доходов лечебных учреждений, их структурных подразделений, но и их распределение. Участие медицинского персонала в распределении доходов, полученных конкретным подразделением больницы, способствует улучшению экономических показателей работы коллектива.

Доходы от платных услуг, как правило, используются в качестве дополнительного источника финансирования, способствующего эффективному функционированию учреждения. Они позволяют увеличить заработную плату персонала и тем самым снизить напряженность в трудовых коллективах, вызванную низкой оплатой труда.

По мере экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления законодательной базы, повышения государственной ответственности за здоровье населения проблемы платных услуг в здравоохранении будут решаться в пользу граждан РФ. При этом общество должно осознавать, что бесплатной медицины быть не может. Проблема состоит в том, чтобы установить долю ответственности за здоровье людей со стороны государства и населения и ответить на вопрос: кто и сколько должен платить за важнейшую человеческую ценность, каким является здоровье?